
Возвращаюсь с ребенком домой после длительной прогулки. Набегались, напрыгались. Жарко, несмотря на календарную зиму. Поднимаемся вверх по нашей улице и тут малыш расстегивает куртку, затем шапку, а потом и вовсе снимает ее. Тут же посыпались замечания доброжелателей: «да как же так, ребенок замерзнет», «малыш, надень сейчас же шапку, а то простудишься» и все такое.
Сажусь на уровне глаз ребенка и сообщаю: – «Если почувствуешь, что холодно, то можешь надеть шапку». Но ребенок довольный побежал дальше. Так и дошли до дома.
Наша помощь младшим действительно неотъемлема. Мы склонны оберегать, опекать наших детей даже больше, чем надо, особенно когда они еще маленькие. Но по мере прогрессирования ребенка, нам следует сдерживать себя и избегать навязчивости и прямых указаний.
Когда ребенок рождается, он как tabula rasa, чистый лист, на котором еще ничего не написано. В этом его красота. Он может видеть и чувствовать ЯСНО. Ребенок обладает могучей защитной силой, данной ему еще при рождении. У него есть природный механизм саморегуляции – он может распознавать, что ему подходит, а что что нет.
Два, три года – это очень нежный возраст. Ребенок еще только учится полагаться на свои ощущения и текущее состояние и взрослому, который находится в этот период с малышом, необходимо быть очень тактичным и деликатным в своих указаниях и дать хотя бы небольшую возможность осуществлять контроль над своим Миром. Поверьте, маленький ребенок может самостоятельно почувствовать голод, холод и тепло. Он обязательно сообщит нам об этом всеми возможными способами. Но, живя чужим опытом, наблюдениями и взглядами, ребенок, к, сожалению утрачивает веру в себя, эту способность распознавать внешние сигналы и перестает, а может просто не хочет смотреть своими глазами на этот мир, доверять своим наблюдениям, собственному чутью.
Часто слышу, как взрослые произносят такие установки: «Надень шапку, а то заболеешь», «Весь мокрый – простудишься», «не беги – упадешь» и т.д. И чем чаще они это повторяют, тем сильнее в это верят они и их дети. Установки, как известно, влияют на поведение. В них формулируется утверждение о человеке. Поэтому, когда мы произносим что-то в адрес ребенка, то должны помнить, что несем ответственность за то, как они могут повлиять на его сознание.
Но чтобы взрослый действительно мог расслабиться и доверить своему ребенку-тоддлеру, ему следует начать с самовоспитания, не правда ли?
Взрослые зачастую уже обусловлены, закрыты, закутаны в оболочку. В подсознании взрослого человека хранятся внутренние убеждения, установки, идеи, скрытые программы и прочие данные, которыми мы пользуемся, когда нужно принять какое-то решение. Понимание происходящего вокруг нас становится возможным тогда, когда мы осознанны и пребываем в моменте. А именно, очень тщательно наблюдаем за собой: за своим телом, текущими эмоциями, речью, мыслями. И тогда, прежде чем произнести фразу: «надень шапку», «застегни куртку», или «не лезь в лужу», лично я говорю себе: «Будь в моменте»! Это помогает направить свое внимание в конкретный момент. А что будет если, например, ребенок шапку не наденет, что плохого может с ним произойти? Оценив окружающую обстановку (до дома осталось идти от силы 5 минут, безветренно и не так уж холодно) я прихожу к выводу, что в этой ситуации гораздо важнее поддержка, доверие и помощь в осознании им, что его решение тоже значимо. Мне кажется, что если взаимоотношения с ребенком строятся в таком формате, то это будет способствовать его личностному прогрессу.
Александра Елькина – Монтессори-педагог АМИ 0-3, детский психолог, музыкант и мама двух замечательных детей.