Елена Александровна Хилтунен
Воспитываем детей по методу Марии Монтессори
Методики раннего развития –
Текст предоставлен правообладателем
«Воспитываем детей по методу Марии Монтессори/ Е. А. Хилтунен»: АСТ; Москва; 2018
ISBN 978‑5‑17‑093294‑8
Аннотация
Елена Хилтунен – журналист, педагог, автор многочисленных книг о воспитании детей в духе педагогики Монтессори; пропагандист, инициатор и родоначальник возрождения Монтессори‑движения в России представляет новую книгу, в которой детально рассматриваются методы воспитания детей, даются практические советы для развития умений и навыков повседневной жизни растущего ребенка, обучения его письму и чтению.
Книга призвана изменить взгляды взрослых, учителей и родителей на природу детства, на Ребенка – существо особенное, отличное от бытующих о нем представлений.
Елена Хилтунен
Воспитываем детей по методу Марии Монтессори
Часть 1
Дети и взрослые
Много лет назад в Италии жила замечательная учительница, психолог и врач Мария Монтессори. Она была психологом и выдающимся наблюдателем мира детей. Как и другие приверженцы реформ‑педагогики ее времени, М. Монтессори считала, что не новые педагогические теории и методики, не супертехнологии и способы обучения и даже не изменения условий жизни имеют значение для преобразования школы. Необходимо изменять взгляды взрослых – и учителей, и родителей – на природу детства, на Ребенка – существо особенное, отличное от бытующих о нем представлений.
Каждая человеческая жизнь уникальна – нет двух одинаковых биографий – и развитие ребенка есть его собственное движение к созиданию этой уникальности. Никакие ухищрения взрослых, изобретающих все новые и новые методы и технологии обучения и обсуждающих «образовательные эффекты», не могут противостоять жизненным силам, заложенным природой в каждом крошечном появившемся на свет человеческом существе. Именно изучение природы ребенка является одновременно и целью, и смыслом, и исходным пунктом гуманистической педагогики.
М. Монтессори одна из первых сделала вывод о том, что дети не похожи на взрослых. Они – другие. Именно так! Другие человеческие существа, живущие по своим, часто неведомым нам законам и правилам. Если так понимать детство, рассуждала М. Монтессори, придется, хотим мы этого или нет, менять и способы взаимоотношений с миром детей, считаться с ними, уважать их права.
Детям досталась, может быть, самая тяжелая задача: они без устали трудятся, создавая в себе Человека, но у них, в отличие от нас взрослых, нет ничего, кроме внутреннего потенциала.
Они должны исполнить свое предназначение в мире, который, в том числе и по нашей, взрослых, вине, так сложен.
Как бы мы ни были уверены в себе, в обыденной жизни ребенок то и дело заставляет нас сомневаться. Из‑за чего он капризничает? Что его радует? Что огорчает? Почему малыш смеется, а нам не смешно? Он требует сто раз читать одну и ту же книжку, а мы теряем терпение. Отчетливо видно: к детям не применимы законы взрослой жизни, дети не похожи на нас. И не только маленькие – те, что от горшка два вершка. Психика ребенка, все его существо устроены совершенно иначе, чем у нас, взрослых.
Обычно мы не замечаем, как разговариваем с детьми. Вот учитель объясняет задачу. Говорит громко и отчетливо, правильным русским языком, а дети переспрашивают, словно бы не слышат. Мама диктует текст, останавливается, заглядывает в тетрадку через плечо сына, склоняется над ним, и он весь как‑то сжимается. А мама торопит, настаивает: «Думай, думай же!»
Другая картинка: девочка сидит за столом, старательно подбирая карточки со словами к фигуркам, пробует читать. Видно, что занятие для нее совершенно новое, незнакомое, она вертит головой туда‑сюда в поисках помощи. Учитель подходит тихонько к ее столику, присаживается на корточки, берет карточку со словом, прочитывает и показывает, как действовать. Девочка внимательно смотрит и с удовольствием повторяет. Минуты через две она продолжает заниматься совершенно самостоятельно и отвлекается первый раз пятнадцать минут спустя.
Странная на первый взгляд позиция – взрослый, сидящий на корточках, стоящий перед ребенком чуть ли не на коленях и именно так объясняющий важные вещи. Во‑первых, это очень неудобно, а во‑вторых, не скатится ли на пол и его взрослый педагогический авторитет? Но стоит попробовать – и начинают происходить удивительные вещи: ребенок не только с первого раза слышит взрослого, но и гораздо охотнее с ним общается. Неприятно чувствовать себя опекаемым, зависимым и вынужденным подчиняться, а именно это прочитывает ребенок в позе взрослого, стоящего перед ним во весь рост, а то и нависающего над ним всем телом. Да и вообще, согласитесь, сложно общаться с человеком, если видишь только его длинные ноги. Вот и сопротивляются наши дети по мере сил, а взрослые искренне удивляются, почему надо столько раз объяснять одно и то же.
Совсем иное дело, когда ребенок видит наши глаза. Он чувствует: никто не собирается посягать на его «самость», поучать и манипулировать.
С глазу на глаз обычно происходят разговоры близких людей, и если при этом один другого чему‑то учит, это не воспринимается как обучение. Поэтому ребенок с удовольствием обсуждает учебные и не учебные проблемы, если взрослый подсаживается к его парте или столику на корточках или устраивается рядом на маленьком стульчике. Это хорошо знают родители, воспитывающие маленьких детей; много времени они проводят на полу, чувствуя: так общаться с ребенком гораздо легче.
Хотя в последние годы в России вышло немало книг о педагогике М. Монтессори, написаны научные диссертации, организованы сотни и даже тысячи детских групп, работающих под вывеской «Детский сад Монтессори» или «Школа Монтессори» для многих и сегодня остается загадкой, что же означает воспитывать детей в духе ее педагогики? Сделаем попытку разобраться в этом. Но будем помнить, что Мария Монтессори жила целое столетие назад, и за это время мировая педагогическая культура ушла далеко вперед. Целая плеяда замечательных педагогов и психологов, так или иначе, влияли на ход педагогической истории, на наш с вами, дорогие читатели, родительский опыт, на профессиональный опыт тех, кому в школу или в детский садик мы приводим своих детей. Время не остановить. Но нередко бывает, что главное кроется не в близком, а именно в прекрасном прошлом. Прошлое вспыхивает в ком‑то из нас и делает понятным и осмысленным настоящее. И мы удивляемся (если, конечно, не утратили эту способность): как же сразу не заметили самого важного в собственном ребенке? Ведь еще Монтессори или Толстой сто лет назад говорили…
О впитывающем разуме
Мария Монтессори называла свой метод работы с детьми методом научной педагогики. Она считала, что любые практические действия, теории, модели оценки сущего могут строиться, прежде всего, на фундаментальных знаниях о развивающемся человеке, антропологии человеческой жизни.
В отличие от своих предшественников, она интересовалась именно жизнью ребенка, которого отличала от взрослого человека. Это был научный подход, потому что все выводы делались не на теоретических рассуждениях, мистических предположениях или интуитивных догадках, а на основе строгих научных наблюдений, сделанных в лабораторных условиях. Ее научные наблюдения ясно показывали, что существуют процессы, которые нельзя обнаружить у взрослых – у них они протекают иначе, чем у детей. «Научный подход позволяет увидеть совершенно особый тип жизни, отличающийся от того, какой мы привыкли принимать во внимание. На первый план выходит личность самого ребенка», – писала М. Монтессори.
В работе «Разум ребенка», вышедшей в 1913 году, Мария Монтессори определила фундаментальный закон своей антропологии. Малыш, в отличие от взрослого человека, развивается не по направлению к смерти – он движется к жизни, потому что его задачей является построение человека во всей полноте его жизненных сил. Как только взрослая личность оказывается сформированной, ребенок исчезает. «Таким образом, вся жизнь человеческого детеныша – это движение к совершенствованию себя, к завершению создания в себе человека. Движение по жизни означает для ребенка рост и расширение возможностей личности: чем больше малышу лет, тем он становится умнее и сильнее. Его собственный труд, его собственная активность помогают добиваться интеллектуального роста и физического совершенствования, в то время как у взрослых с годами интеллект и физические силы ослабевают».
Ребенка можно образно назвать линией, соединяющей два поколения. Изучение его жизненного пути, проходящего в непосредственной близости от взрослых, именно изучение, а не вмешательство со своими воспитательными приемами и принципами, Мария Монтессори ставила в основу педагогической антропологии.
…Мама с дочкой уехали учиться в другую страну, не зная иностранного языка. Каждая из них пыталась научиться понимать и говорить на новом языке. Мама накупила словарей, учебников. Чтобы объясниться с продавщицей в магазине, преподавателем в академии, хозяйкой квартиры, она то и дело листала разговорник. Дочка ничего этого не делала. Два месяца она просто молчала, слушала и наблюдала. А потом вдруг сразу заговорила на иностранном языке. Да так ясно и точно, что никто не мог отличить ее речь от речи других детей этой страны. Надо сказать, что мама так и не научилась хорошо говорить на иностранном языке, а дочка и теперь знает его в совершенстве.
Проявилось впитывающее сознание ребенка. Взрослый таким свойством сознания, к сожалению, не обладает. Мы, взрослые, приобретаем знания с помощью книг, лекций, тренингов, анализа и обобщения ситуаций. А многое стремимся просто запомнить.
Природа одарила ребенка абсорбирующим разумом, который «впитывает» жизнь целиком. Причем от рождения примерно до трех лет такой тип разума является доминантным в развитии малыша. Затем медленно угасает, замещается настоящей памятью. Впитывающий разум ребенка работает главным образом через органы его чувств, переходя от одного уровня сложности познания к другому. Для этого ребенку не требуется почти никаких усилий. Сравнивая способности детей и взрослых, психологи утверждают: нам потребовалось бы шестьдесят лет напряженного труда, чтобы добиться того, к чему ребенок приходит всего за три первых года жизни. Природа словно охраняет каждого малыша от воздействия человеческого знания, отдавая предпочтение его внутреннему наставнику – впитывающему разуму.
К трем годам ребенок формирует в себе основы человеческой личности, и, несмотря на то, что его способность впитывать в себя окружающий мир к этому времени далеко не исчерпана, ему уже требуется специальная помощь обучающего воспитания.
«Было бы чудесно, – писала М. Монтессори, – если бы всякое знание входило в нас таким естественным путем, не требующим бо́льших усилий, чем те, которые мы тратим, чтобы дышать и есть. Сначала мы бы не чувствовали ничего необычного, а потом внезапно приобретенные нами понятия засветились бы в нашей памяти, как яркие звездочки знаний. Тогда бы мы почувствовали их присутствие, и они без усилий стали бы нашим достоянием…
Необыкновенно важно разумным обращением с малышом, пониманием его жизненных потребностей – продлить период, когда в нем действует абсорбирующий разум. Мы оказали бы огромную услугу человечеству, если бы смогли помочь человеку впитывать в себя знания, не испытывая усталости, если бы человек обогащался знаниями, словно по волшебству, не задумываясь, какой ценой они были приобретены».
О чувстве времени
Замечали, наверное: когда идешь незнакомой дорогой, тратишь времени гораздо больше, чем, если спешишь по знакомой, потому что постоянно оглядываешься по сторонам. Вот и ребенок, для которого все дороги новые, движется медленно. Это признак не отсталости, а глубины его желания как можно более внимательно осмотреться в новых обстоятельствах, чтобы быть абсолютно уверенным в правильности своих действий.
«…Что ты делал сегодня в детском саду?», – спрашиваем мы ребенка. В ответ – кислое молчание или ответ, чтобы отделаться: «Ел!» При этом малыш теребит за руку: «А тут экскаватор работает или грейдер?» Очевидно, для ребенка не существенно то, что происходило в его жизни некоторое время назад, но необыкновенно важно то, что происходит в данный момент. Он вообще не в состоянии обсуждать то, что не наблюдает сию минуту. Планировать свою жизнь, как это делаем мы, взрослые, он тоже не может. Правда, в последние годы все стало столь переменчиво, что и взрослым‑то трудно загадывать на завтра. Мудрецы советуют учиться жить у детей – сегодняшним днем. Помните, миссис Бентли в повести Рэя Бредбери «Вино из одуванчиков» никак не могла доказать маленьким девочкам, что когда‑то ей тоже было девять лет? «Время гипнотизирует людей. Человек живет в настоящем, будь то молодое настоящее или старое настоящее, но иного он никогда не увидит и не узнает».
Ребенок переживает время иначе, чем взрослые. Естественный ритм его жизни гораздо медленнее, чем у нас. Он живет тем, что происходит с ним в конкретный момент, тогда как взрослые постоянно пытаются планировать свое время и выделять самые срочные и необходимые дела.
Дети не любят торопиться. Им невозможно объяснить, почему надо так срочно застегивать пальтишко и натягивать сапоги. Зачем вместо обычного завтрака, не успев умыться, надо быстро съесть яблоко и бежать в детский сад? Почему мы опять куда‑то спешим? Разве нельзя все делать размеренно, спокойно?
Мальчик медленно шнурует ботинки, потому что еще только учится это делать, и для него важно повторять каждый раз этот процесс во всех подробностях. А мама торопит: «Давай быстрее, опаздываем!»…И завязывает ему шнурки сама. Ботинки или непослушные пуговицы на курточке – это еще что! Настоящий пробный камень терпения взрослых – тридцать три буквы русского алфавита. Очень немногие дети, да и то на короткий промежуток времени, добровольно согласятся осваивать грамоту лишь через книжки и тетрадки. Это привлекательно, пока необычно. Такое учение быстро становится частью повседневной жизни, и интерес пропадает, а необходимость осваивать навыки остается. Начинается непонимание, а следом – и отставание. Папа выходит из себя, видя пустые глаза сына, которому он уже в десятый раз объясняет правило. Глаза наполняются слезами. Папа уходит из комнаты, хлопнув дверью.
А долго ли ждать, чтобы ребенок самостоятельно научился тому или этому? Если долго, то придется проявить терпение, которого у нас, взрослых, маловато. А если недолго, то почему мы стремимся сделать все сами, вместо того чтобы понаблюдать со стороны?
Часто родители, да и многие учителя, забывают, что ребенок совершенно по‑другому живет в потоке времени. У него почти еще нет памяти о прошлом и туманны представления о будущем, что уж говорить о каких‑то целях, весьма неясных, про которые все время твердят взрослые. Чувство времени в том виде, в каком оно присуще взрослым, возникает у человека годам к девяти. Зато с самого рождения у ребенка есть огромное желание освоить премудрости взрослого мира как можно лучше и желательно самому. Это трудно, получается не сразу, но если поддерживать и не ограничивать жесткими временны́ми рамками, ребенок обязательно всему научится в свой срок. Поэтому так важно поверить в это, запастись терпением и иногда просто подождать.
Но труд настоящего терпения – тяжелый труд, он требует не пассивного ожидания, а неустанного поиска ходов, которые помогали бы ребенку в движении саморазвития.
Ребенок что‑то уже может делать сам, и на эту отвоеванную им территорию взрослому лучше не вторгаться, а в чем‑то ему еще нужна помощь. Но в том‑то и дело, что помощи этой надо знать меру. Альвин Апраушев, который много лет вел исследовательскую работу со слепоглухонемыми детьми, называет это совместно‑разделенной дозированной деятельностью. Именно дозированной, ведь нам, взрослым, очень трудно бывает вовремя остановиться.
В педагогической культуре есть (и немало!) систем обучения, при которых и учебная среда, и атмосфера занятий способствуют воспитанию терпения, самостоятельности, а в конечном итоге – человеческого достоинства. Это системы, основанные на педагогике саморазвития. В школах М. Монтессори, например, отсутствует классно‑урочная система, и дети работают по индивидуальным программам. В классной комнате в шкафах и на полках собрано множество книг, дидактических и лабораторных материалов. Причем каждого по одному экземпляру. Нельзя мешать другим, а потому часто приходится ждать необходимую книгу или коробку с карточками. То есть на занятиях создаются такие условия, что без специальных бесед о нравственности и других воспитательных приемов человек становится терпеливым и деликатным, начинает уважать работу других.
Первый коврик времени
Для детей с 3 лет
После трех лет дети любят рассматривать альбомы с домашними фотографиями. «Это кто такой маленький?» – спрашиваем мы сынишку, глядя на него в голубых ползунках с погремушкой во рту. «Это я», – узнает ребенок. Значит пришло время сделать для него несложный Коврик времени.
Материал
Полоска плотной материи длиной 1 м и шириной 30 см. На всю длину материи сверху пришита ленточка. Коврик вертикально разделен, например, фломастером, на три или четыре части. Частей столько, сколько лет ребенку. Каждая часть обозначена вышитой на ленточке цифрой: 1 год, 2 года, 3 года. Из домашнего альбома подбираются фотографии ребенка и вырезаются разной формы и размера: квадратные, прямоугольные или круглые. На обратной стороне фотографий пишутся большие цифры: 1, если фотография относится к первому году жизни ребенка, 2, если она относится ко второму году, и 3, если – к третьему. В общей сложности фотографий может быть не больше 10. Затем фотографии раскладываются на Коврике в соответствии с годом жизни ребенка и обводятся фломастером прямо по ткани. Если фотографии убрать, на коврике останутся соответствующие каждой фотографии рамки.
Цели
Прямая цель (цель, которую преследует ребенок, занимаясь с материалом): малыш стремится разложить свои фотографии по Коврику времени соответственно рамочкам. Косвенная цель (цель, которой он достигает спонтанно, незаметно для себя, и которая значительно продвигает его в развитии): малыш постепенно начинает ощущать течение времени. Спонтанно вводятся понятия «раньше» и «теперь», появляется ощущение себя «большого» и представление о себе «маленьком». Развивается концентрация внимания, утончается зрение, координируются движения.
Презентация[1]
Взрослый и ребенок берут с полки коробку, в которой сложены Коврик времени и набор фотографий, расстилают Коврик на полу. Все фотографии переворачиваются изображениями вниз. Те, на которых написана цифра «1», кладутся рядом с первой частью коврика, а все остальные – соответственно своей части. Затем взрослый начинает «вкладывать» фотографии в рамки на Коврике. Ребенок продолжает эту работу самостоятельно. Каждая фотография должна соответствовать своей рамочке. Но пока они лежат изображениями вниз. Взрослый медленно переворачивает фотографии. Ребенок обнаруживает последовательность их расположения. Он замечает, что в первой части коврика фотографии изображают его совсем маленьким, во второй – чуть старше, а на третьей «совсем большим». Это является главной точкой его удивления, а значит, толчком к развитию мышления.
Календарь
Для детей с 3 лет
А вот еще один материал, важный для развития у ребенка чувства времени. Его обычно вешают на стене в детских садиках М. Монтессори. Родители могут сами изготовить его из тонкой фанеры и повесить в детской. Это несколько необычный календарь. Он «заработает» только в том случае, если родители будут подводить к нему ребенка утром, стараясь не пропустить ни одного дня в году.
Материал
Четыре полоски фанеры, прибитые горизонтально на стену на высоте глаз ребенка. Первая полоска окрашена в белый цвет (зима), вторая – в голубой (весна), третья – в красный (лето) и четвертая полоска – в желтый (осень). На каждой полоске закреплены золотистые гвоздики так, чтобы их расположение было похоже на расположение цифр на настоящем календаре. Всего таких гвоздиков 365. Также потребуется корзинка с разноцветными тесемками и несколько маленьких игрушек на нитках, которыми надо сразу пометить знаменательные даты, повесив их на гвоздики. Такими датами могут быть не только общенародные праздники, но и дни рождения ребенка, мамы, папы, других близких и пр.
Цели
Прямая цель: каждый день, начиная с 1 января, вешать на один из гвоздиков тесемку, считать дни до ближайших праздников и других знаменательных дат. Косвенная цель: развитие чувства времени, упорядочение сознания, подготовка к изучению астрономии и других естественных наук.
Презентация
Каждый день после утренних процедур, перед завтраком мама вместе с ребенком подходят к календарю в детской комнате, берут из корзинки одну из тесемок соответствующего цвета и вешают ее на один из гвоздиков. Мама обращает внимание ребенка на приближающийся праздник и рассказывает о нем. Она говорит: «Посмотри, в этом году мы прожили всего несколько дней. Осталось еще очень, очень много!»
Большие истории
Для детей с 6 лет
Среди дидактических идей, предложенных Марией Монтессори для развития у детей ощущения времени, есть несколько особенно важных, помогающих уже с малых лет выстраивать свое понимание мира и осознавать величие бесконечного течения жизни. Оказывается, годам к шести ребенок незаметно для самого себя может постигнуть то, перед чем теряются многие взрослые, выстроить в головке цепи взаимосвязи явлений и событий, о которых он узнает в разное время и разными способами сам. Мария Монтессори придумала для детей так называемые Большие Истории, обобщающие значительные слои информации. Их шесть.
- «Большая История о Боге, у которого не было рук»;
- «Большая История о происхождении жизни на Земле»;
- «Большая История о Красной реке (анатомия человека)»;
- «Большая История о том, как человек становился человеком»;
- «Большая История о языках»;
- «Большая История о числах».
Но это классика. Наши современники, ориентируясь на вопросы нынешних ребятишек, записали несколько своих Больших Историй в духе Монтессори‑педагогики, например «Большую Историю о Реке времени, в которой искупались разные народы», «Большую Историю о Земле, которая вертится», «Большую Историю рождения».
Чтобы лучше понять, что происходит с детьми во время рассказа Большой Истории, который продолжается дольше месяца, приведем классическую «Большую Историю про Бога, у которого не было рук» в пересказе сына Марии Монтессори – Марио Монтессори.
Большая История про Бога, у которого не было рук
«Дети, я хочу рассказать вам историю о том, как возник мир. Сначала люди узнали о Боге. Они чувствовали его, хотя не могли видеть. И всегда они спрашивали себя – какой он, где его можно увидеть? Ответ был такой – это самое совершенное существо.
– Есть ли у него тело? – спрашивали люди.
– Нет, – отвечали мудрецы, – у него нет тела, нет человеческих глаз, чтобы смотреть. Нет рук, чтобы работать, и нет ног. Но тем не менее он все видит и знает.
– А где же он?
– Он на небе и на Земле, он повсюду.
– А что он умеет делать?
– Все, что захочет.
– А что он уже сделал?
– Все, что есть – это его труд. Он Творец и Создатель. Все создано по его воле. Он содержит все вещи в гармонии.
Все это рассказывали мудрецы, отвечая на вопросы людей.
Вначале не было ничего, кроме Бога.
Он один пребывал в добре, и больше ему ничего не было нужно. Но потом он захотел создать огромный мир. И все возникло по его воле: небо и земля, видимое и невидимое. Затем он создал другие планеты и звезды, растения, животных и в конце – человека.
Бог создал человека, похожего на себя. Он слепил его из глины и вдохнул в него бессмертную душу.
Так рассказывали мудрецы. Но некоторые люди не верили и смеялись. Как может тот, у которого нет рук, что‑то сделать?! Как мог дух создать деревья, звезды, море и птиц? Вот у нас есть руки, но мы не можем создать такие удивительные вещи!
Но Бог, говорили мудрецы, живет в каждой созданной им вещи. Его воля все соединяет и держит в порядке.
Вначале был беспорядок – хаос и темнота. И вот Бог сказал: «Да будет свет!», и свет появился. Потом возникло светящееся облако, которое охватило весь мир. Было очень жарко от света, и все вещества существовали в виде газа. Это облако можно сравнить с крошечной капелькой, двигавшейся в огромном пространстве. Внутри этой капли было Солнце и наша Земля. Потом от нее стали отделяться крошечные части. И звезды расплескались, как капли воды из стакана. Но вместо того, чтобы упасть (а упасть было не на что), они стали двигаться друг за другом. Они удалены друг от друга на миллионы километров. И так же далеко они от Земли. Одна из этих звезд – наше Солнце.
Когда Бог создал звезды и Землю, он очень точно обдумал все мелочи. Каждый камешек, который мы считаем несущественным, Бог наделил своей ролью и заданием.
Каждая частичка может быть либо твердой, либо жидкой, либо газообразной. Их состояние зависит от того, холодно или тепло. Но Бог дал частичкам еще одно задание: каждая из них любит кого‑то, а других терпеть не может.
Частички, которые любили друг друга, соединялись, и образовывались новые формы. (Учитель вносит поднос с водой. В нем плавают кусочки бумаги и прилипают друг к другу.)
Для каждого вещества Бог установил свое правило. Частички твердых веществ присоединяются крепко, их невозможно отделить. Для жидкости другое правило – частички соединены не так крепко. А частички газов могут свободно перемещаться в пространстве. (Дети собираются в группы, сцепляя друг с другом руки с разной силой. Учитель проходит между ними.)
Маленькая капелька в космосе, которая была нашей Землей, вращалась в пространстве, и вокруг нее собирались разные частички. Тяжелые вещества опускались к центру Земли, а легкие поднимались выше.
В конце концов на поверхности Земли образовалось облачко. На Земле возникло множество вулканов, и вода от их жара стала испаряться. Облака окутали Землю и полились дожди. Это длилось долго, и Земля охладилась. Она стала сморщенной, как старое яблоко. Потоки дождевой воды заняли все углубления на Земле. Так образовались моря. А в воде возникли первые формы жизни.
Но это уже другая история.
Учительница маленькой православной школы подмосковного села Рождествено Елена Викторовна Литвяк пишет, что дети не только легко воспринимают и запоминают конкретную информацию о возникновении и жизни планеты, но еще и «проживают» философские и научные понятия, которыми пользуются взрослые для объяснения этого величественного процесса. Кроме того, фрагменты Большой Истории дают обобщенную картину явления, подводят ребенка к пониманию, что все на свете происходит по определенным правилам, имеет свой высокий смысл, наполняет человека благоговейным трепетом перед каждым явлением Космоса.
Приведем несколько упражнений для детей 5–7 лет, в которых ребята смогут «прожить» Большие Истории.
Земные стихии
Для детей с 4 лет
Материал
Четыре разноцветных легких платка: красный – цвет огня, коричневый – цвет земли, голубой – цвет неба и прозрачный – ассоциация с водой. Четыре корзинки и предметы, имеющие отношение к четырем стихиям:
- огонь: свечка, спичка, электрическая лампочка, карманный фонарик, открытка с изображением вулкана или большого костра, карточка с цифрами «01»;
- вода: вода в пузырьке, ракушки, кораллы, игрушечная рыбка, кораблик, кружка, бутылка, фляжка, термос;
- земля: земля в баночке с крышкой, кусок глины, мешочек с семенами, камни, лопатка, маленькая кирка, игрушечный трактор;
- воздух: пустая прозрачная банка с крышкой, птичье перышко, игрушечная птица, семена «вертолетики», бумажная ветряная мельница, свисток, воздушный шарик, мяч.
Для проведения занятия потребуется магнитофон с записями классической музыки, подходящей по настроению каждой земной стихии.
Цели
Прямая: ребенок проживает настроение земных стихий и учится различать их. Косвенная: развитие сенсорики и утончение чувств, координации и грациозности движений, расширение словарного запаса, концентрация внимания, упорядочивание сознания.
Презентация
Дети встают в круг, в центре которого на ковре разложены в беспорядке все заранее приготовленные предметы, относящиеся к разным стихиям. Здесь же лежат четыре разноцветных платка. Наставница говорит: «Мы уже говорили с вами о четырех главных стихиях, без которых невозможна жизнь на Земле. Сегодня мы будем размышлять о них снова. Вот первая из них – ЗЕМЛЯ».
Играет негромкая музыка. Наставница поднимает над головой коричневый платок и предлагает детям вместе с ней двигаться в такт музыке. Через несколько минут они собираются в центре комнаты вокруг ковра. Дети отыскивают предметы, относящиеся к земле, и кладут их в корзинку, стоящую в одном из углов комнаты. Когда музыка замолкает, наставница начинает с детьми разговор о том, почему именно эти предметы они принесли, спрашивает ребят, что они могут сказать о земле.
Затем снова начинает звучать музыка, и дети продолжают вслед за наставницей произвольные движения по комнате. Постепенно все предметы, лежащие на ковре, обретают место каждый в своей корзинке, а дети учатся ассоциировать их со стихиями.
Вода это жизнь…[2]
Для детей с 5 лет
Материал
Прозрачный кувшин с водой, большая пустая прозрачная миска, голубое полотенце; запись тихой музыки для медитации, концентрирующей внимание детей на предмете действия.
Презентация
Дети вместе с наставницей сидят в кругу. Устанавливается тишина. Звучит музыка. Около наставницы кувшин с водой, миска и полотенце. Она подвигает миску к ребенку, который сидит рядом с ней слева, и выливает несколько капель воды ему на ладошки. Затем медленно ставит кувшин на пол, жестами предлагает ребенку вытереть руки полотенцем и продолжить медитацию. Ребенок подвигает миску своему соседу, берет кувшин с водой и повторяет действие наставницы: выливает несколько капель на ладошки соседа. Действие продолжается до тех пор, пока миска с водой и кувшин не придут назад к наставнице. Тогда музыка затихает и упражнение заканчивается.
Что есть в воде, а чего в ней не бывает
Для детей 3–4 лет
Материал
Его может легко приготовить для своего малыша любая мама. Надо взять прямоугольную миску и положить в нее разные маленькие предметы, часть из которых естественна для воды, а другая – нет. Например, в первом случае это будут ракушка, игрушечные краб, рыбка, морской конек, морская звезда, кораблик, настоящий камешек, кусочек коралла; во втором – пуговица, пузырек, катушка, крючок для вязания и т. д. Кроме того, вам понадобится прозрачный кувшин для воды, две маленькие плошки и полотенце.
Презентация
Мама вместе с ребенком идут к крану с водой, наливают воду в кувшин. Ребенок приносит воду к столику, где стоит миска с предметами, и самостоятельно выливает в нее воду. Мама предлагает малышу рассмотреть предметы, лежащие на дне миски и, вынимая их по одному, разложить в две плошки. В одну складывать предметы, которые могут «жить» в воде, в другую – случайно попавшие в воду.
Шестилетним нравится ставить опыты
Когда дети перешагивают рубеж 5,5–6 лет, с ними случается что‑то необыкновенное. Нет, физиологически ничего особенного не происходит, если не считать, качающегося и в конце концов выпадающего нижнего зуба. Многие сенситивные периоды детства подходят к концу, и теперь детей уже нельзя назвать «строителями самих себя»», как говорила М. Монтессори о детях после трех лет. Теперь они гораздо пристальнее рассматривают мир вокруг, становятся буквально фанатами письма и счета, и главное – стремятся все утверждения взрослых проверить на собственном опыте. Они активно пользуются дарами природы, которые расцвели в них в результате кропотливого самостроительства. В этот период они не могут ответить на вопрос, что им больше нравится: читать, писать, считать или делать опыты. Увлечены всем одинаково!
Но в тайне дети все же отдают предпочтение опытам. Тут все еще можно переливать и пересыпать, как раньше, года три назад, но теперь делать это осмысленно, то есть работать как настоящие лаборанты – исследователи.
Дети сказали, что хотят ставить опыты. Те самые, которые стоят на полке рядом с Монтессори‑материалами.
– Знаете, сказала я, эти опыты делали дети, которые жили почти сто лет назад. Они тоже хотели узнать, что растворяется в воде, а что нет. Я имела в виду, что эти опыты придумала для своих ребятишек Юлия Ивановна Фаусек в 1913 году.
Дети взяли коробки с принадлежностями для опытов и отправились на кухню за большой стол и поближе к воде.
Было решено, что каждый делает свой опыт. Насте досталось растворять в воде глину с песком и сахар, а Мартину – масло и уксус.
– А как же эти опыты делать?
– Да там все на карточках написано! Что сначала, а что потом.
Настя принялась складывать буквы в слова – она читает пока очень медленно, а Мартин прочитал сразу и побежал наливать воду в кувшин.
Опыты ставились исключительно серьезно. Видно было, что детям, действительно, интересно узнать, что растворяется в воде, а что нет. Детский навык аккуратного переливания воды из одного сосуда в другой теперь им очень пригодился. Они переливали воду из кувшина в стакан, масло и уксус капали из бутылочки в ложку, лишнее вытирали тряпочкой.
Особенно им понравилось разглядывать результат. Но я сказала, что результаты опыта надо зарисовать и записать на бумаге. Никто из детей не воспротивился этой работе, а, наоборот, срочно принесли бумагу и карандаши и стали делать рисунки и записи. Настя показала, как в детском саду ее научили рисовать стакан, и Мартин последовал ее примеру, так как ему никогда еще не приходилось рисовать объемные предметы с натуры. Так что стаканы у них получились одинаковые, с овальчиками сверху и снизу, а содержимое – разное. Дети стали записывать буквами результаты опытов. Настя – печатными (она до сих пор письменными буквами пишет очень медленно, а ей хотелось записать все быстрее). А Мартин записал результат письменными буквами, так как, кажется, уже забыл, как «в детстве» писал печатными, письменный шрифт при письме для него уже норма.
Казалось, все готово, и работу с опытами можно было бы закончить. Мартин даже начал убирать материал. Но тут Настя вдруг засуетилась и стала говорить, что срочно хочет еще раз растворить масло. Положить его в стакан с водой не столько, сколько было у Мартина, а гораздо больше. Она засомневалась: а вдруг какая‑то часть масла все‑таки растворится в воде. И она повторила опыт. Бухнула в стакан с водой полбутылки масла. Масло, конечно, не растворилось, но на поверхности воды стал плавать его толстый золотистый слой.
– Ух, ты! Как красиво! – закричала Настя и стала показывать результат своего опыта нам с Мартином. Мы даже рты раскрыли от удивления.
– Масло точно не растворяется! – твердо сказала Настя! – Оно золотое! Оно, как солнце! Поэтому и называется под‑солнечным!
Виноградины в газировке и фонтан
Мальчишкам интересно что? Например, подводная лодка. Как это она опускается на дно, а потом поднимается? В одной замечательной книжке мы прочитали, с помощью чего это можно увидеть. И сразу решили сделать опыт. Достали из холодильника бутылку с газировкой и горсть винограда. Газировку налили в миску и обнаружили, что сотни маленьких пузырьков воздуха тут же прилипли к стенкам миски. Вместо подводных лодок в воду опустили несколько виноградин. Когда они оказались на дне, пузырьки воздуха тут же притянулись и к ним.
– Ух‑ты! – удивился Мартин, – наши подводные лодки всплывают!
– Их поднимают эти капельки, как воздушные шары! Правда?
Бруно, был прав. Пузырьков воздуха оказалось так много, что они подняли виноградины на поверхность воды. Но как только наверху пузырьки стали лопаться, и газ из них улетать, виноградины тяжелели и наши подводные лодки снова опускались на дно. Этот процесс продолжался несколько раз, и ребята легко могли понять принцип, по которому работает настоящая подводная лодка.
Отличный опыт, но расходиться не хочется. Так и быть, разрешу детям сделать еще один из той самой замечательной книжки.
Как работает фонтан?
Кое‑что для этого опыта надо приготовить. Нашу бутылку от газировки мы разрезали пополам и в крышечке прорезали дырку. В эту дырку вставили соломинку и аккуратно загнули ее кончик, чтобы он смотрел вверх. Это и есть конструкция нашего фонтана. Теперь подставим под нее миску – бассейн, и принесем стакан с водой. Бруно держал конструкцию над миской, а Мартин лил воду из стакана. Ура! Фонтан работает! Струя воды и в самом деле не стекает вниз, а бьет из трубочки вверх!
– Еще воды! – кричал Бруно. А Мартин то и дело бегал со стаканом к крану.
– Лучше, если вместо меня будет работать водопровод, – сообщил Мартин, – Я уже устал. Все! Давайте заканчивать опыты…
Мы, конечно, сразу закончили работу, и я подумала, что зря разрешила мальчишкам делать за один раз два опыта. Лучше, когда они с нетерпением ждут следующих волшебных превращений, а не устало убирают свои «игрушки»…
Что притягивается магнитом, а что – нет
Для детей с 4 лет
Рассказывая детям о Земле, мы с удивлением отмечаем, что есть особенная сила, которая заставляет людей, деревья, дома и все сущее, что есть на нашей планете, не летать по воздуху, а удерживаться на ней в вертикальном или горизонтальном положении. Эта сила – земное притяжение. Земля похожа на огромный магнит. А есть магнит маленький, и можно посмотреть, как он действует.
Материал
Коробка с пшеном, в котором закопаны мелкие металлические предметы: скрепки, гвоздики, английские булавки, кнопки и пр., а также несколько бусин, пуговиц, стеклянных шариков и камешков; большой магнит, маленькое сито, две плошки.
Презентация
Мама ставит на столик ребенка большую коробку с пшеном, в которую закопаны мелкие предметы, а рядом две плошки. Затем берет в руки магнит, опускает его в пшено. К магниту разом притягиваются все железные предметы, которые были в коробке. Мама поднимает магнит, подносит его к одной из плошек и аккуратно по одному снимает и складывает в нее предметы. Затем предлагает ребенку выловить из коробки с помощью сита все остальные предметы, которые магнит не притянул. Ребенок делает это и складывает все оставшиеся предметы в другую плошку. Теперь малыш может все упражнение повторить самостоятельно. Он на собственном опыте убедился, что есть предметы, которые притягиваются магнитом (железные), и есть другие (деревянные, пластмассовые, стеклянные), которые магнит не притягивает.
Кто кого притягивает
Волшебный опыт для группы детей 7–10 лет
Материал
Вам понадобятся:
- большая миска с водой;
- маленькая плавающая свечка;
- полоски бумаги разного цвета по числу детей.
Презентация
Дети сидят вокруг миски с водой. Каждый из них получает полоску бумаги. Устанавливается тишина. Вода в миске не колышется. Дети аккуратно кладут свои полоски на край миски так, чтобы их концы почти касались воды. Наставница зажигает свечку и дает ее кому‑нибудь из детей. Тот аккуратно опускает свечку на воду. Все, еле дыша, наблюдают, как свечка медленно движется по кругу и вдруг пристает к одной из полосок. Это означает, что некая волшебная сила притягивает друг к другу ребенка, который отправлял в путь горящую свечку, и того, к чьей полоске она приплыла…
Время лучше чувствовать в тишине
Для детей с 4 лет
Материал
Вам понадобятся: маленькие песочные часы.
Презентация
Наставница предлагает детям сесть в круг на стульчиках. Она держит в руках песочные часы и говорит: «Наши ноги стоят на полу. Наши руки лежат на коленях. Наши рты закрыты. Кто хочет, может закрыть глаза. А теперь давайте помолчим ровно одну минуту, пока пересыпается песок в песочных часах». Все сидят молча и неподвижно, не производя никакого шума. Когда песок в часах пересыпался, наставница говорит: «Прошла ровно одна минута. Теперь можно открыть глаза и сказать, кто из вас что слышал в тишине». Дети называют шорох крана, шум машины за окном, чей‑то голос за дверью.
М. Монтессори и ее последователи придумали немало подобных упражнений в тишине, в которых можно почувствовать время. Например, Юлия Ивановна Фаусек, первая русская последовательница идей Монтессори, писала на доске слово «ТИШИНА», которое служило сигналом начала тихой работы. А через несколько минут, когда шум в классе возобновлялся, стирала его и тут же объявляла, сколько минут дети просидели в тишине. Дети гордились, что сегодня они смогли тихо работать на 5 минут дольше, а затем на 10. Чувство времени появлялось незаметно само собой и, казалось, оно подвластно их воле.
Приведем еще несколько упражнений для развития чувства времени.
Упражнение для запоминания дней недели
Для детей с 4 лет
Материал
Деревянные полоски со «шторками». Полоски можно сделать из семи обыкновенных 15‑сантиметровых деревянных линеек. Слева на каждой из них написан день недели: ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК, СРЕДА… А справа – элемент картинки. Все дощечки, сложенные вместе, составляют картинку, например цветок или башенку – по принципу паззлов. «Шторка» – это тонкие полоски ткани, прикрепленные к каждой дощечке и закрывающие картинки.
Презентация
Ребенок берет полоски с полки. Сначала малыш складывает паззлы, приподнимая «шторки» – это для него легко. Затем он пытается запомнить последовательность записанных на дощечках дней недели. Картинка разбирается, дощечки смешиваются и ребенок подбирает полоски по дням недели («шторки» закрыты). Получившаяся картинка подскажет ребенку, где он ошибся.
Картонные часы
Для детей с 4 лет
Это упражнение помогает детям научиться узнавать время.
Материал
Большие картонные или фанерные часы, на внешнем круге которых обозначены минуты (5, 10, 15 и т. д.), маленькие карточки с изображением часов, показывающих разное время; билетики с написанным временем («3 часа», «10 часов»).
Презентация
Ребенок выбирает любой билетик (например, «три часа») и на больших часах ставит время, написанное на нем (проверка осуществляется учителем с помощью контрольных карт – специальных карт, которые помогают ребенку проконтролировать правильность выполнения работы). Когда материал хорошо освоен, ребенок переходит на следующую стадию работы: выбирает билетик и подбирает к нему соответствующую карточку с изображением часов. Проверка осуществляется учителем.
Полученные навыки ребенок применяет для определения времени на настоящих часах. Сначала должны даваться билетики с простыми заданиями («3 часа», «12 часов»), а затем более сложными («10 час. 5 мин.»).
С утра до вечера
Для детей с 4 лет
Детям нравится находить отражение в книжках или той или иной работе того, что происходит с ними в реальной жизни. Они как бы еще раз в течение нескольких минут проживают большой отрезок времени и осмысливают его.
Материал
Большой картонный круг, разделенный на четыре равные части. Внутри круга четыре одинаковые картинки: домик и небо над ним в разное время суток (утром – розовато‑голубое, днем – голубое, вечером – фиолетовое, ночью – черное со звездами). На внешней стороне круга напротив каждой части написано: утро, день, вечер, ночь. Также потребуется коробка с картинками, изображающими занятия людей в разное время суток (едят, играют, спят, смотрят телевизор, учатся и т. д.).
Презентация
Работе предшествует разговор с ребенком о том, что такое утро, день, вечер, ночь. Ребенок раскладывает картинки к соответствующему времени суток (в первый раз он делает это вместе с наставницей).
Монтессори‑материалы
Познакомившись с работами французских ученых – врача Национального Института для глухонемых Ж.Б.Г. Итара и психиатра и педагога Э. Сегена, – Мария Монтессори увлеклась созданием специальных дидактических материалов для развития детей. Рассказывают, что она не только перевела с французского их важнейшие работы, но и собственноручно переписала эти тексты, чтобы лучше проникнуть в существо сделанных учеными открытий.
Нельзя сказать, что в современной педагогической практике не придумано дидактических материалов, помогающих разностороннему развитию детей. Напротив – их создано великое множество. Возьмите любые сборники развивающих игр, и вы найдете массу предложений на этот счет: разноцветные кубики, паззлы, мягкие игрушки, набитые зерном и пр., шарики разной величины. Есть и огромное число игр и занятий для детей постарше: занимательный счет, первое чтение, игры на развитие логического мышления, конструкторы и головоломки. Однако дело в том, что Монтессори‑материалы строго соответствуют не замыслу или придуманной взрослым человеком технологии, а в первую очередь сенситивному периоду, в котором находится их пользователь. Кому‑то может даже показаться, что они слишком примитивны, легки для детей. Но это не так.
Большинство настоящих Монтессори‑материалов носят тестовый характер, являются так называемым психологическим орудием, с помощью которого ученые психологи могут проверить степень развитости ребенка.
Создать настоящий Монтессори‑материал не просто. Есть несколько свойств, по которым Монтессори‑материал можно отличить от обычной развивающей игры или подделки. (Не секрет, что, поддавшись моде, производители развивающих игрушек часто называют свои изделия в целях рекламы, например, «рамками Монтессори» или «кубиками Монтессори». Но это лишь пустая реклама.)
Вот принципы, которыми руководствуются эксперты, когда определяют, соответствует ли та или иная развивающая игрушка или дидактический материал принципам педагогики Марии Монтессори.
Дидактическое пособие или материал должны быть автодидактическими, то есть приспособленными к самостоятельной целенаправленной работе ребенка без участия в ней взрослого. Взрослый только однажды (когда ребенок впервые берет с полки материал) задает эталон действий с тем или иным предметом в него входящим.
В связи с этим необходимым условием работы ребенка с Монтессори‑материалом является обязательный собственный внутренний контроль, который заменяет контрольную функцию учителя.
Материал соответствует определенному сенситивному периоду развития ребенка.
Обладает изоморфностью, то есть структура и место материала соответствуют логике формирования того или иного понятия у ребенка.
«Среди многих качеств предмета нужно изолировать одно единственное. Эту сложность можно преодолеть лишь посредством серии и ее градации: должны быть подготовлены такие предметы, которые абсолютно схожи друг с другом за исключением изменяющегося свойства»[3]. Монтессори возражает против мнения, что ребенок тем быстрее и лучше развивается, чем больше развивающих моментов заключено в отдельно взятом материале. Наоборот, она считает, что чрезмерное разнообразие создает хаотическое движение мышления ребенка, хаос в его душе.
Монтессори‑материал должен быть в высшей степени эстетичным. Все входящие в него предметы одного, максимум трех цветов. Во многих случаях цвет имеет смысловую нагрузку. Нельзя использовать яркие, кричащие цвета, а только спокойные, светлые. Большинство предметов, составляющих один материал, сделаны из дерева, картона, стекла; реже – из пластмассы и пластика. Монтессори‑материалы обычно собраны в отдельные коробочки, корзинки или лежат на подносах.
Предметы, входящие в дидактический материал, – не игрушки, а реальные, встречающиеся в обыденной жизни или специально подобранные предметы (например, геометрические фигуры).
Материал подвергается санитарно‑гигиенической обработке. Он безопасен, не имеет повреждений, чист, укомплектован и готов к использованию. Удобен и легок в использовании, привлекателен для ребенка.
У каждого настоящего Монтессори‑материала должна быть заведомо понятная, пошагово выстроенная, точная и осмысленная взрослым презентация. Ребенку должно быть в высшей степени легко работать с материалом после такой презентации самостоятельно.
Монтессори‑материал – это не головоломка!
Итак, большинство классических материалов, то есть тех, что придумала сама Мария Монтессори или ее ближайшие соратники, – носят тестовый характер. Психологи могли бы назвать их «психологическими орудиями». Одна из бесспорных заслуг Марии Монтессори, что она дидактизировала эти тесты, то есть дала возможность детям работать с ними в любое удобное для них время и самостоятельно убеждаться в своих реальных достижениях.
Коврик времени «происхождение жизни на земле»
Для детей с 5–7 лет
Коврик времени, какой бы теме он ни был посвящен, тоже своеобразный тестовый материал, который подводит итог его учебной работе. В то же время занятие с ним может послужить стимулом развития интереса к той или иной теме.
Материал
Две длинные ленты – одна с изображением животных в порядке их появления на Земле (заканчивается появлением человека) и короткими текстами о животных, вторая – без картинок и текстов; изображения животных на отдельных карточках.
Конец ознакомительного фрагмента.
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию
[1] Презентация – первое предъявление ребенку предмета и действия с ним, которое содержит алгоритм дальнейшей работы с этим материалом.
[2] Медитация, проведенная с детьми 5–6 лет немецкой Монтессори‑учительницей Хедвиг Гайлен.
[3] Здесь и далее все цитаты М. Монтессори приводятся курсивом.