Современная педагогическая мысль Западной Европы и Америки зашла в тупик и испытывает тяжелый
кризис. Кризис этот есть лишь частный случай общего культурного потрясения, переживаемого в настоящее
время европейскою культурою и отчетливо сознаваемого самими ее представителями. В области воспи
тания и образования кризис проявляется в четырех формах:
1) в борьбе многочисленных школ и направлений современной теоретической педагогики, находящейся в состоянии полного разброда,
2) в ломке систем народного образования большинства стран Запада,
3) в лихорадочном искании новых путей школьной работы и, наконец,
4) в пересмотре методов преподавания отдельных предметов; все это свидетельствует о полном разброде и хаосе, царящем в деле просвещения на Западе.
Современное педагогическое движение
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА.
Выпуская в свет книгу проф. Е. Г. Кагарова, издательство ставило себе целью дать читателю сжатый
справочник для предварительного ознакомления с разнообразными педагогическими течениями за границей
и с изменениями в деле организации народного образования, имевшими место за последние годы. По совер
шенно правильному замечанию автора в его предисловии, педагогика в Западной Европе переживает тяже
лый кризис, выражающийся в большом разброде мнений, проектов, течений, с одной стороны, и в сильном росте
реакционных направлений, с другой. Реакционный характер носит, например, французская послевоенная
реформа и проект германского школьного закона, вызывающий страстную борьбу в политических кругах
Германии. Ознакомиться с современным состоянием теоретической и практической педагогики на Западе
интересно и полезно для советского учителя: при сравнении заграничной и нашей теории и практики особенно явственными становятся те огромные достижения, которые стали возможны благодаря победе пролетариата. Целый ряд так называемых «проблем» народного образования, как-то совместное обучение полов, вне-вероисповедная школа, политика или аполитизм в школе, организация детской и юношеской среды и т. д.
разрешены у нас и сняты с порядка дня. Актуальными вопросами советской педагогики являются теперь ди
дактика, методика, педагогическое мастерство. С этой стороны опять-таки знакомство с западной педагоги
кой нужно советскому учителю: если мы можем спокойно проходить мимо принципиальных установок буржуазной педагогики, то технику ее нам следует изучать так же, как и технику капиталистической индустрии. В этом отношении книга проф. Кагарова дает много ценных указаний.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Предлагаемая работа ставит себе целью обрисовать
на ряде примеров, хотя бы отрывочных, современное
педагогическое движение в различных странах Европы
и Америки. Знакомство с новейшими достижениями в
области педагогики Запада имеет для нас большое зна
чение. Никогда не следует забывать слов В. И. Ленина:
«Только точным знанием1 культуры;, созданной всем
развитием человечества, только переработкой ее мож
но строить пролетарскую культуру». (Соч., XVII, 317.)
С этой точки зрения, западно-европейская педагоги
ческая мысль имеет за собою в области техники
школьного дела и организации преподавания отдельных
предметов большой и ценный опыт, знакомство с
которым для нашего учительства является безусловно
необходимым.
В настоящее время все нити мировой социально
экономической жизни настолько тесно переплелись
между собой, что о культурном движении в какой-либо
одной стране говорить совершенно невозможно. Изуче
ние относящегося сюда материала показывает нам, что
педагогическую мысль отдаленных друг от друга стран
волнуют одни и те же проблемы и что педагоги раз
личных государств независимо друг от друга приходят
к сходным результатам в силу однородности требова
ний, пред’являемых практической жизнью и выраста
ющих на основе всей социально-экономической струк
туры данной эпохи. Особенно ярко это проявляется в
организации школьной работа и в методике препода
вания отдельных учебных предметов.
В основу своего изложения я кладу указанные вы-‘
ше четыре рубрики: 1) теоретическая педагогика, 2)
реформа систем народного образования, 3) поиски но
вых путей школьной работы и 4) методика препода
вания отдельных предметов.
Проф. Е. Катаров.
На полный экран