Давайте задумаемся над тем, что значит приученный к туалету ребенок? Скорее всего он должен осознавать, что ему пора в туалет т.е. чувствовать тяжесть внизу живота, самостоятельно находить туалет, самостоятельно снимать и надевать штанишки (трусики), уметь без посторонней помощи пользоваться туалетом (горшком, унитазом), использовать туалетную бумагу по необходимости, убирать за собой. Поэтому приучение к горшку это довольно-таки длительный процесс, занимающий очень много сил и времени.
Для того чтобы понять, как приучить ребенка к туалету, необходимо обратиться к трем основным аспектам, которые необходимо учитывать в этом серьезном деле.
1.Физиологический аспект.
Процесс приучения ребенка к туалету тесно связан с процессом миелинизации. Миелинезация нижней части туловища, которая подготавливает тело к самоконтролю над мускулатурой сфинктера и мочевым пузырем, начинается примерно с 9 месяцев и завершается к первому году жизни ребенка. Когда он завершен, ребенок способен чувствовать сигнал к мочеиспусканию и контролировать телесные функции. Если посмотреть на миелинизированный нейрон, то можно увидеть на его отростке небольшие белые наросты (миелин), с помощью которых передаются импульсы от одной нервной клетки к другой.
Миелиновая оболочка – это электроизолирующая оболочка, покрывающая аксоны нейронов. Она многослойна и обворачивает аксон нейрона подобно изоляционной ленте. Наличие такой оболочки увеличивает скорость прохождения нервного импульса.
Миелин (белое вещество) состоит на 75% из липидов (жирных кислот) и на 25% из белков. Иными словами, миелин – это жир. Таким образом производство миелина непосредственно зависит от нашего питания, так как многие жирные кислоты, необходимые для его образования, не вырабатываются организмом. Они могут поступить в организм только с определенными продуктами питания. Новорожденный и младенец получают жир с потреблением грудного молока матери.
Не смотря на то, что к 9 месяцам миелин достигает области таза, ребенку все еще предстоит научиться приводить контроль над мочеиспусканием в действие.
2. Психологический аспект
Чтобы ребенок начал ходить в туалет, он должен понимать, что дискомфорт, связанный с тяжестью внизу живота, скоро закончится. Так же важно развивать понимание ощущения «сухости» и «сырости». Для этого необходимо с самого рождения использовать многоразовые подгузники и менять их сразу после намокания. С этой целью лучше использовать подгузник, сделанный из натурального материала, например, из хлопка.
Если мы меняем подгузник сразу, как только он намокнет, то младенец постепенно развивает осознание разницы между «сыростью» и «сухостью».
К несчастью, родители часто отдают предпочтение одноразовым (бумажным) подгузникам, потому что они удобнее и менять их гораздо быстрее. Так же одноразовые подгузники представляют собой угрозу для самообразования ребенка. Во-первых, они убирают жидкость, тем самым снижая неприятные ощущения «сырости». Во-вторых, бывает трудно узнать, когда ребенок все-таки пописал, поэтому родители не меняют подгузник так часто, как подгузник из намокаемой ткани. Сравните сами: бумажный подгузник за счет своего свойства впитывать много влаги, меняется 4-6 раз в день. Это не очень хорошо, так как смена подгузника это то время, когда родители уделяют много внимания своим детям, активно взаимодействуют друг с другом. Ведь во время переодевания взрослый много общается с малышом, играет с ним, улыбается, поет, рассказывает потешки, прибаутки … И дети в бумажных подгузниках, по сравнению с младенцами в подгузниках из ткани, теряют, таким образом, множество дополнительных возможностей.
Часто можно услышать от родителей такую фразу: «Все дети рано или поздно научаются ходить в туалет. Так зачем же мучать себя и ребенка изнуряющими процедурами. Придет время – сам и научится. Мы все как-то же научились!» -и продолжают надевать на ребенка бумажный подгузник, не смотря на то, что ему уже два, а то и три года. Так-то оно так)). Но только биологическая зрелость уже давно наступила, и только взрослый может и должен помочь ребенку в этот период развития. Да, тело ребенка еще маленькое, но мозг приобретает с каждым днем все больше новых функций, которые необходимо использовать. Какой прок от того, что миелин уже достиг области мышц таза, если ребенку по прежнему продолжают надевать одноразовый подгузник, не используя новый этап развития? Настаивать на том, чтобы ребенок продолжал носить «памперс», когда появились очевидные признаки биологической зрелости, значит идти против мудрости развития, которая продвигает человека к реализации гораздо больших целей.
3. Культурный аспект
Следующим шагом станет для ребенка осознание необходимости ходить в туалет в приемлемом месте. Горшок должен находиться в одном и том же месте, желательно в туалете или хотя бы возле него. Малыш должен видеть, что и взрослые так же, когда испытывают нужду, идут в определенное место – туалет. Если мы бегаем за ребенком с горшком всякий раз, когда он хочет пописать, то тем самым ребенок получает не верную информацию – туалет везде!
Чтобы ребенок понимал назначение горшка, унитаза, его нужно периодически в течение дня туда высаживать. Сразу после пробуждения, после еды или прогулки – наиболее вероятные моменты для успеха в этом деле.
Когда малыш сидит на горшке, то можно присесть рядом с ним, но это не должно стать временем для развлечений! Нельзя играть с ребенком во время сидения на горшке, читать ему книжки, петь песни и сочинять истории про горшок. Вред от этого в том, что дети очень быстро и легко заинтересовываются тем вниманием, которое получат от взрослого и переключаются от основного процесса дефекации и мочеиспускания. Надо стараться относиться к этому процессу, как и ко всем остальным обучающим ситуациям – спокойно, уверенно, подбадривая ребенка в случае необходимости. Когда малыш сходил в туалет или описал штанишки, мама спокойно, без лишней театральности и неадекватных эмоций (радостных возгласов, хлопанья в ладоши) сообщает ему: «Ты пописал в горшок», «Ты написал в штанишки»… Если малыш описался, мама меняет ему трусики, пеленку, обращая внимание на то, что его вещи мокрые и каждый раз проговаривает это: «У тебя мокрые трусики, ты написал». Не смотря на то, что малыш описался, его все-равно следует пригласить на горшок и желательно усадить со словами: «Пойдем, я покажу куда надо писать…». Следует комментировать использование ребенком туалета стандартными фразами: «Это моча», «Ты покакал» и т.д. Не надо выдумывать не существующих определений, слов с уменьшительно-ласкающими формами, и «оживлять» туалетную тему.
Когда мы приглашаем ребенка в туалет, то тон взрослого должен быть позитивный и повествовательный. По пути в туалетную комнату не стоит задавать ребенку лишние вопросы и сбивать его настрой, ему необходимо сконцентрироваться. Так же перед посещением в туалет не стоит ставить перед ним выбор и спрашивать: «Ты хочешь писать?» Достаточно просто сказать: «Тебе пора в туалет», тем более, если вы знаете, что уже действительно пора по времени.
Позвольте ребенку быть настолько самостоятельным, насколько это возможно. Пусть он сам учится снимать свое мокрое белье и класть его в специально место (например, в тазик); он может сам вытирать свою мочу с пола, используя небольшую (детскую) швабру; он может так же помыть себя сам с помощью тряпочки или полотенца, а после всего вытереться насухо полотенцем и одеться в чистую одежду.
Надо понимать, что цель состоит не только в том, чтобы сохранить сухую одежду, но еще и в том, чтобы ребенок почувствовал, что может контролировать себя и свою жизнь.
Александра Елькина – Монтессори Педагог (АМИ, 0-3), детский психолог.