Опубликовано Оставить комментарий

ПРИНЦИПЫ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ МАРИИ МОНТЕССОРИ

Свободное образование Марии Монтессори

Рассматриваются основные принципы свободного воспитания в
педагогике Марии Монтессори: максимум свободы и минимум
вмешательства, возрастная периодизация и сенситивные периоды,
свободная работа в специально-подготовленной развивающей среде,
проявление дисциплины в свободе, разновозрастность детской группы.

Итальянский врач, педагог-психолог Мария Монтессори – яркий
представитель гуманистическо-антропологического направления в
развитии педагогики на рубеже XIX–XX веков. Впервые в истории М.
Монтессори стала женщиной-врачом, получившей степень доктора
философии. В начале своей карьеры она работала с умственно отсталыми
детьми (в конце XIX – начале XX веков в Италии их было принято
называть «идиотами»). В дальнейшем она сосредоточилась на
разработке, научном обосновании и практической реализации метода
воспитания и обучения детей в возрасте от 2 до 12 лет. Педагог уделяла
особое внимание этому возрасту, так как именно этот период является
самым благоприятным (сенситивным) для формирования некоторых
психологических свойств личности и видов поведения [8].
В самом начале своей педагогической деятельности
М. Монтессори обращалась к исследованиям многих выдающихся
педагогов. Идеи Ж.Ж. Руссо (1712–1778) о «хорошо направленной
свободе» как главном средстве воспитания, о «педагогической среде» как
важнейшем инструменте манипулятивного воздействия на ребенка и о
«методе естественных последствий» как эффективном способе его
дисциплинирования во многом повлияли на создание «метода научной
педагогики» [1]. Г. Спенсер (1820–1903) вслед за Ж.Ж. Руссо продолжил
разрабатывать идею природосообразной педагогики, ставшей
системообразующей для теории образования М. Монтессори [2]. Также
во время работы над своим методом педагог акцентировала внимание на
теории и практике элементного образования И.Г. Песталоцци (1746–
1827), «медицинском» методе воспитания ума посредством влияния на
развитие органов чувств Ж.М. Итара (1775–1838), системе «даров»
Ф. Фребеля (1782–1852), методике воспитания и обучения «слабоумных
детей» Э. Сегена (1812–1880), теории и практике свободного образования
Л.Н. Толстого (1828–1910).

Основу своей педагогической системы, по убеждению М.
Монтессори, составляет биологическая предпосылка. Педагог
утверждает, что любой ребёнок имеет свой внутренний потенциал с
рождения и зависит от окружающей среды, в которой он находится [9].
По мнению Б.М. Бим-Бада, она доказала высокую результативность
естественного обучения, где воздействие направлено на окружающую
обстановку ребёнка, его среду жизнедеятельности, а не на него самого
[4]. В современных исследованиях подчёркивается, что, несмотря на
расхожее обывательское мнение о детской неразумности, детские годы
являются наиболее эффективными и полезными для формирования и
развития личности ребёнка. В дошкольном возрасте очень важно
направить в нужное русло огромный потенциал развития личности
ребёнка. Именно этот потенциал составляет фундаментальную базу
личностного развития в будущем каждого человека [7]. Отсюда следует,
что любой ребёнок с рождения имеет потребность в свободе и
самопроизвольности в связи с тем, что любая жизнь – это существование
и проявление свободной активности.

В своих работах М. Монтессори основывалась на фазах развития
детей [14]. Современные исследователи (М.В. Богуславский,
Д.Г. Сороков, Юлия Фаусек) в своём труде «30 лет по методу
Монтессори» провели анализ каждой фазы развития [5]. По мнению
учёных, первая фаза, названная М. Монтессори, – «духовный эмбрион»,
или «впитывающее сознание» (от 0 до 3 лет)
«Духовный эмбрион» – так характеризует Монтессори первую
фазу развития (от 0 до 3 лет), также она называет её «впитывающее
сознание». В этом возрасте ребёнок является «впитывающей губкой»
эмоционального переживания своих родителей на окружающую
ситуацию [5, с. 84].

Вторая фаза развития (3–6 лет) – «строитель самого себя». Данный
возрастной этап является наиболее эффективным для развития
двигательной системы, сенсорики, речи и многих социальных функций.
На высокую способность познания окружающего мира оказывают
влияние благоприятный семейный климат и регулярные упражнения по
развитию органов чувств [5, с. 87]. Для взрослых людей процесс
приобретения знаний происходит осознанно, в то время как ребёнок
впитывает их посредством своей психической жизни. М. Сорокова в
своей диссертации использует термин «абсорбирующий разум».
Впервые он был предложен самой М. Монтессори. Так педагог
охарактеризовала бессознательное, неутомимое и непредвзятое
восприятие образов окружающего мира с помощью органов чувств.
Ребёнок создаёт сам себя в процессе абсорбации того, что его окружает.

Постепенно, шаг за шагом, он создаёт свой разум, со временем формируя
память, возможность понимать и рассуждать. Идея «абсорбирующего
разума» произвела революцию в системе воспитания [15].
В процессе развития ребёнка в ранние годы встречается ещё одна
особенность – наличие сенситивных периодов. Их М. Монтессори
определяла как «периоды особой восприимчивости детей к тем или иным
способам, видам деятельности; к способам эмоционального
реагирования, поведения вообще и пр. – вплоть до того, что каждая черта
характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого
внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка
времени» [12, с. 57]. Их цель – приобретение ребенком необходимых ему
знаний, умений, способов поведения, развития определенных функций.
В исследованиях, посвящённых данной проблеме, отмечается, что
большинство функций начинают формироваться с самого рождения и в
раннем возрасте: развитие речи (0–6 лет), сенсорное развитие (0–5,5
года), восприятие маленьких предметов (1,5–2,5 года), движений и
действий (1–4 года) и др., а потому нуждаются в интенсивной
стимуляции» [17, с. 35–39].

Третью фазу развития ребёнка (6–9 лет) Монтессори называла
«исследователь окружающего мира». Развивающая зона ребёнка в
данном возрастном периоде в совокупности с наглядными и подсобными
материалами выступает наиболее благоприятным условием
исследования социума, природных явлений и т.д. [5].
Четвёртую фазу развития с 9 до 12 лет Монтессори характеризует
как возраст учёного. Познавательная активность ребёнка в данном
возрасте проходит в естественной и свободной форме [5]. Если
предыдущий период развития был эффективен для впитывания
окружающей среды, то текущий в такой же степени благоприятен для
освоения культуры. Итальянский педагог проводит сравнение
интеллекта ребёнка с «благодатной почвой для посева». «В неё можно
посеять все, что угодно, и посеянная культура со временем прорастет»
[11, с. 9].
Также в этом возрасте ребёнок осваивает нравственные
составляющие окружающего его мира, учится видеть и понимать
различия между добром и злом. Именно в этом прослеживается
следующая особенность этого возрастного периода. Со временем у
ребёнка возникает своё мнение видения каких-либо проблем. Очень
часто это мнение не совпадает с мнением окружающих. Монтессори
подчёркивала, что в ребенке происходят внутренние изменения, и,
наряду с тягой к знаниям и пониманию, у него возникает стремление к
самостоятельному и независимому мышлению, желание решать самому
для себя, что хорошо, а что плохо, недовольство перед авторитарным
произволом взрослых, ограничивающих его в чём-либо [11].

Пятая фаза развития ребенка, как отмечала Мария Монтессори,
приходится на возрастной период с 12 до 18 лет. В этом возрасте
основное внимание ребёнок уделяет социальному окружению, обществу
и своему месту в нём. Важно заметить, что именно в этот период
выделяется наиболее эффективное время для старта карьерного роста (с
15 до 18 лет) [5].

Таким образом, можно сказать, образование и развитие – это
естественный процесс, который дает возможность ребенку делать все
самостоятельно, а взрослый должен только помогать в организации
развивающих процессов.

Важно подчеркнуть ряд других педагогических принципов, на
которых основывалась М. Монтессори в своей педагогической
деятельности.

Педагогика М. Монтессори предполагает превращение детей из
объекта в субъект воспитания. Ребёнок может самостоятельно выбирать
продолжительность занятий и формы их проведения, а педагог
вмешивается в образовательный процесс только тогда, когда подопечный
сам попросит его об этом [3]. В этом и заключается субъект-субъектный
подход в воспитании детей.

Согласно теории М. Монтессори, стремление к
самостоятельности изначально присуще природе ребенка. Это
следующий принцип свободного воспитания. Педагог полагала, что
бессознательное стремление ребёнка стать свободной личностью
происходит через обособление от взрослого. Воспитание свободным
методом безусловно поощряет такое стремление ребёнка стать
самостоятельным [18].

Девиз Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». По
мнению педагога, право ребёнка получить свободный доступ ко всем
интересующим его материалам обеспечивается именно специально
подготовленной развивающей средой. В свою очередь, эти материалы
направлены на развитие у ребёнка чувств, мелкой моторики, а также
закладывают представления об окружающем мире [13].

Изучая педагогическую деятельность М. Монтессори, А.А. Валеев
также говорит о важной роли принципа развивающей среды в
воспитании ребёнка. Исследователь сообщает, что суть воспитания, по
мнению Монтессори, сводится именно к организации воспитательного
пространства, той среды, которая в большей степени соответствует
потребностям ребёнка, а не в формирующем воздействии. Итальянский
педагог настаивала на том, чтобы взрослый не тормозил
самостоятельную деятельность ребёнка, не запрещал ему делать выбор.
Главное требование Монтессори – предоставить ребенка самому себе [6].
Мария Монтессори подчёркивала чрезвычайную важность
организации развивающей среды. Самостоятельная деятельность должна
быть включена в определённую образовательную траекторию развития,
где, с одной стороны, свобода ребёнка разумно ограничивается порядком
и организацией, а с другой – свободой другого ребёнка. По мнению М.
Монтессори, уже в 2,5–3 года ребёнку можно предлагать многое делать
самостоятельно. Педагог говорит, что такая самостоятельная
деятельность обязует взрослого обращать внимание на личные
способности, интересы ребёнка, которые впоследствии необходимо
развивать. Но это не значит, что свой педагог должен быть у каждого
ребёнка. Просто ребёнок самостоятельно выбирает занятие, а
воспитатель оказывает помощь конкретно в его деятельности [10].
Отсюда мы видим, что, согласно идеям М. Монтессори, именно в
самостоятельной деятельности ребенка реализуется его свобода.
Итак, по мнению Марии Монтессори, основная роль в
формировании самостоятельности принадлежит чётко организованной
развивающей среде. Сюда относится правильная организация
окружающего пространства с помощью зонирования. Монтессори
предлагает разделить окружающее пространство на 5 зон: зона
упражнений (обучение уходу за собой и правильному обращению со
своими вещами); зона языка (изучение букв, правописание); зона
сенсорного развития (органы чувств, формы, размеры); зона космоса
(знакомство с окружающим миром – география, анатомия и т.д.);
математическая зона (изучение цифр, порядка, счета) [12].

Стоит заметить, что для создания такой развивающей среды и
развития самостоятельности важная роль отводится педагогу. Именно
правильно подготовленная среда, соответствующая потребностям детей,
учит ребёнка быть независимым, может помочь развиваться
самостоятельно, без воспитательной опеки.
Из всего сказанного выше о самостоятельности и свободе может
возникнуть предположение, что такая самостоятельность деятельности
детей является синонимом неконтролируемой вседозволенности. Однако
это совсем не так. Как представитель свободного воспитания, Мария
Монтессори не отрицает дисциплины, но выступает за проявление
дисциплины в свободе. На этом делает акцент Н.М. Тарасова в своей
статье. Современный исследователь говорит нам о невозможности
превращения свободы в анархию в такой среде. Свобода всегда
поддерживается как осознанным стремлением к деятельности, так и
соблюдением норм сотрудничества детей с педагогом, во время которого
ребёнок, осуществляя своё обучение, не мешает другим [16]. Также
А.А. Валеев сообщает нам, что принцип дисциплины в процессе
самостоятельной деятельности контролируется и регулируется самим
ребёнком, выступает особым видом активности [6].

Другим педагогическим концептом педагогики М. Монтессори
является принцип разновозрастности групп. Он подразумевает
одновременное нахождение детей разных возрастов в одном классе.
Главной общей возрастной задачей детей педагог ставит получение
опыта саморазвития и самообучения и построение самих себя через
самостоятельную деятельность. При такой организации детской жизни
формальные соревнования полностью исключаются. Отсюда мы
наблюдаем, что маленькие дети учатся у старших, а старшие проявляют
заботу о малышах. Современный исследователь О.А. Салаватова,
характеризуя данный принцип, сообщает о том, что старшие дети
помогают младшим осваивать знания, умения, навыки. В таких
разновозрастных группах наблюдается не только интерес,
сотрудничество, но и дисциплинированность, порядок [14].

Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, мы можем
заключить, что смысл метода, разработанного М. Монтессори,
прослеживается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию,
саморазвитию. Задача воспитателя – помочь ему организовать свою
деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать собственную
природу. Максимум свободы и минимум вмешательства. Именно в этом
и проявляется главный принцип свободного воспитания в педагогике
М. Монтессори. Важно подчеркнуть, что такой принцип свободного
развития не приравнивается к вседозволенности и непослушанию. Он
подразумевает разумное сочетание как свободы, так и дисциплины. Если
воспитание и развитие в свободе организовано правильно, то
самодисциплина, организованность ребёнка и порядок во всём, как
следствие, сформируются сами. Отсюда вытекает следующий принцип –
проявление дисциплины в свободе. Также к не менее важным принципам
своей педагогики М. Монтессори относила принцип возрастной
периодизации и сенситивных периодов, свободной работы в специальноподготовленной развивающей среде, разновозрастности детской группы.

Список литературы
1. Астафьева Е.Н. Педагогика манипуляции Жан-Жака Руссо // Ист.-пед. журн.
2013. № 1. С. 160–172.
2. Астафьева Е.Н. Герберт Спенсер: воспитание методом естественных
последствий // Ист.-пед. журн. 2011. № 3. С. 165–174.
3. Бабаева Т.И. Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к
обучению в школе // Воспитываем дошкольников самостоятельными:
сборник статей. СПб.: Детство-Пресс, 2000. С. 3–13.
4. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по
пед. антропологии и философии образования. М.: Изд-во УРАО, 1998. 112 с.
5. Богуславский М.В., Сороков Д.Г. Юлия Фаусек. М.: Московский
Монтессори-центр, 1994. 136 с.
6. Валеев А.А. Развитие теории и практики свободного воспитания в
зарубежной педагогике (XX в.): монография. Казань: ТГГПУ, 2007. 397 с.
7. Кирпичева Е.В., Корепанова Е.В. Психолого-педагогическое
сопровождение детей с особенностями в обучении письму и чтению:
возможности вузовской подготовки педагогов начального образования //
Вопросы современной науки и практики. 2019. № 3. С. 136–145.
8. Корнетов Г.Б. Педагогика Марии Монтессори: воспитание свободой //
Психолого-педагогический поиск. 2015. № 3(35). С. 68–79.
9. Монтессори М. Впитывающий разум ребенка. СПб.: Благотворительный
фонд «Волонтeры», 2009. 320 с.
10. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М.: Задруга, 1913. 339 с.
11. Монтессори М. Как развить внутренний потенциал человека. СПб.:
Благотворительный фонд «Волонтеры», 2011. 124 с.
12. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому: статьи, советы и
рекомендации / сост. и авт. вступ. ст. М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. М.:
Карапуз, 2005. 269 с.
13. Петрушина С.А., Шкута Е.А. Формирование самостоятельности у детей
дошкольного возраста в условиях группы, функционирующей по
технологии Марии Монтессори // Научный форум: Педагогика и
психология: сб. ст. по м-лам VII Междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 24–29.
14. Салаватова О.А. Развитие детей по системе Монтессори // Таврическй
научный обозреватель. 2016. № 11–1(16). С. 147–148.
15. Сорокова М. Система М. Монтессори в парадигме реформатской
педагогики: дис. … д-ра пед. наук. М., 2004. 216 с.
16. Тарасова Н.М. Метод М. Монтессори: от теории к практике // Вестник
Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2017. № 1. С. 129–133.
17. Федоровская О.Н. Педагогика Марии Монтессори в музыкальном развитии
детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. 2015. № 4 (4). С. 35–39.

Об авторе:
НОВОХАТСКАЯ Екатерина Алексеевна – аспирант, ассистент кафедры
педагогики и психологии начального образования ФГБОУ ВО «Тверской
государственный университет» (170100 г. Тверь, Желябова, 33); e-mail:
Novokhatskaya.EA@tversu.ru
PRINCIPLES AND CONTENT OF FREE EDUCATION
IN THE PEDAGOGY OF MARIA MONTESSORI
E.A. Novokhatskaya
Tver State University, Tver, Russia
The article discusses the basic principles and content of free education in the
pedagogy of Maria Montessori: maximum freedom and minimal interference,
age periodization and sensational periods, free work in a specially prepared
educational environment, the manifestation of discipline in freedom, the
different ages of the children’s group.
Keywords: free education, development phase, sensitivity, developing
environment, different ages.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *