Прежде чем ребенок возьмёт тот или иной материал (новый, пока ещё незнакомый ему) или игрушку, взрослый покажет ему как им, этим предметом надо пользоваться, как выполняется действие с ним. Это очень важный момент. Не следует оставлять ребенка один на один с предметом, который он видит в первый раз. Даже если это просто расческа, погремушка, или фонарик. Сядьте на уровне глаз малыша и скажите ему: “Смотри, фонарик. Я покажу как его включать. Смотри, он светится”. И далее показать по какому назначению его используют. Например, можно накрыться покрывалом и посветить фонариком.
Показ происходит по заранее продуманному алгоритму, и в очень медленном темпе, чтобы позволить ребенку запомнить все этапы презентации. Затем мы передаём материал ребенку и говорим:
“А теперь ты” или “А теперь твоя очередь”.
И мы совсем не ожидаем, что он выполнит действие так же. В ходе работы ребенка не исправляем. Это его творческий порыв, пусть выполняет по-своему, как сможет.
Детям нужно помочь стать самими собой.
Само существование настолько творческое, что оно никогда не повторяет само себя. В Монтессори системе мы придерживаемя этого принципа и даем возможность ребенку экспериментировать, заниматься поиском, проявлять творчество, импровизировать, но в рамках назначения данного предмета или материала и в рамках социальной адекватности, конечно же.
У детей свой взгляд на мир, свое понимание вещей, свой образ действий.
Поэтому, после презентации нам следует оставить ребенка в покое и просто наблюдать. Наблюдать, чтобы сделать выводы.
Повторить точно так же – это задание не выполнимо, невозможно для маленького ребенка. И хорошо, что так. Мы должны допускать это, потому что каждый уникален.