Опубликовано Оставить комментарий

Правила активного слушания или как по-настоящему услышать своего ребенка

как правильно слушать своего ребенка

Когда ребёнок расстроен, обижен, испуган или просто устал, самое главное — дать ему понять, что мы слышим его и знаем о его переживании. Для этого нужно озвучить то, что он сейчас чувствует. Давайте попробуем на практических примерах.

1. Назовите переживание ребенка по имени

На возмущённое «Он отнял мою машинку!»:
Неверно:
«Ну ничего, поиграет и отдаст».
Верно:
«Ты очень огорчён. Я вижу тебе неприятно».
В первом случае мы обесцениваем его чувства.
Во втором случае мы называем его чувства и тем самым показываем ребёнку, что они важны нам. Мы не оставляем малыша наедине с его обидой, когда ему приходится оправдывать свое поведение и состояние. Вторая фраза даёт ему понять — мама с ним, рядом, она слышит и понимает его.

2. Разговаривайте с ребенком лицом к лицу

Когда мы хотите выслушать ребёнка, наши глаза должны быть на одном уровне, поэтому лучше присесть. Это говорит о том, насколько мы готовы его слушать и услышать. Эти сигналы бессознательно считывает ребёнок любого возраста, и мы не сможем активно выслушать его, попутно смотря телевизор или листая ленту в телефоне.

Неверно:

Неверно

 

Верно:

Верно

 

3. Не задавайте вопросы

Вопросы — не самый лучший способ выразить сочувствие. Как часто на вопрос «Что-то случилось?» мы слышим «Ничего!»
Расстроенному ребёнку может показаться, что родитель интересуется внешней стороной истории и не хочет вникать в его переживания. Утвердительные фразы, пусть даже ошибочные, выражают то, что родитель настроился на «эмоциональную волну» ребёнка и старается его понять.
Давайте попробуем на примере.

Реакция взрослого на слова ребенка: «Не хочу больше дружить с Ваней»:
Неверно:
— «Что случилось?» или «Ты что, на него обиделся?».
Верно:
— «Я чувствую, что ты обиделся на Ваню», «Ты огорчился из-за Вани».
Во втором примере мы быстрее поможем ребенку раскрыть свои чувства и ему будет легче начать рассказывать о своих обидах.

4. Когда разговариваете с ребёнком, помолчите.

Если ребёнок после нашей реплики молчит — не стоит засыпать его своими предположениями и замечаниями. Пауза даст ему время подумать, разобраться в своих переживаниях и, что очень важно, почувствовать, что вы рядом и никуда не спешите.
слышым своего ребенка

 

5. Не бояться ошибиться

Делая предположения о душевном состоянии ребёнка и причинах его переживаний, вы можете ошибиться. Этого не нужно бояться: ребёнок сам вас поправит и всё равно расскажет больше, чем отвечая на стандартные вопросы. Беседуя с ним, вы постепенно нащупаете, что именно заставляет его чувствовать себя расстроенным. А он, в свою очередь, успокоится, так как почувствует ваше внимание и желание его понять. При этом нужно стараться придерживаться метода активного слушания на протяжении всего разговора.

Делая предположения о душевном состоянии ребёнка и причинах его переживаний, вы можете ошибиться. Этого не нужно бояться: ребёнок сам вас поправит и всё равно расскажет больше, чем отвечая на стандартные вопросы. Беседуя с ним, вы постепенно нащупаете, что именно заставляет его чувствовать себя расстроенным. А он, в свою очередь, успокоится, так как почувствует ваше внимание и желание его понять. При этом нужно стараться придерживаться метода активного слушания на протяжении всего разговора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.