Новые советские педагоги с критикой системы Монтессори. Важно понимать, что система Монтессори не является единственным подходом к воспитанию и развитию ребенка, в данной книги мы видим разумную критику педагогики Монтессори и понимание, куда стоит двигаться дальше, нам сейчас, в 21 веке.
Пересморт основ педагогики Монтессори. 1924 год
ОТ Р Е Д А К Ц И И
Вышедшие в течение 1913 — 14 г. г. под редакцией
Г. Г. Зоргенфрея 4 выпуска серии «Новые Идеи в педагогике»
были посвящены вопросам самоуправления в школе, трудовой школы, совместного воспитания и т.. д. — вопросам, не
утратившим своего злободневного значения и длял наших дней. Соэнавая всю важность дальнейшей разработки и
углубления проблем педагогики в соответствии с новыми требованиями, мы охотно откликнулись на предложение изда
тельства взять на себя редакцию возобновляемой издательством серии «Новые Идеи в педагогике».
Настоящая книжка ставит на обсуждение основные положения организации дошкольного воспитания по системе
Монтессори. Помещаемые в сборнике статьи были прочитаны в виде докладов в психологическом кабинете при Все
российском Педагогическом Музее в декабре 1923 г. и январе 1924 г. За последние годы имя Монтессори приобрело большую известность; выдвинутое ею учение сосредоточило вокруг себя внимание всех интересующихся вопросами до
школьного воспитания, а между тем в русской педагогической литературе отсутствует попытка подвергнуть это учение
равносторонней критике, оценить его не только со стороны его всеми пригнанных положительных результатов, но и со
стороны всего того, что вызывает у многих сомнения и несогласие. Экспериментальных данных, точной оценки резуль
татов применения этой системы к детям еще не имеется.
Нам же, приступающим к строительству новой школы, надлежит с особой тщательностью отнестись к организации
первой, основной ступени, обслуживающей дошкольный вораст, и всесторонняя научная оценка всех педагогически
систем и методов, на ней построенных, является наше основной обязанностью. Как ни фрагментарны и несовершенны наши знания в области биологических и психологических особенностей данного возраста, они достаточны для
того, чтобы к этой задаче приступить.
Монтессори затрагивает чрезвычайно большое число вопросов и сторон воспитания. Охватить их всех сразу не
никакой возможности. В настоящей книжке мы пытаемся осветить, притом исключительно с принципиальной стороны
лишь наиболее существенные ив них и совершенно не касаемся вопросов методических.
Мы сочли очень полезным поместить также в русском переводе статью Росс Шоу, материалом для которой по
служили данные, собранные специальной Американской Комиссией в _ составе специалистов: биологов, врачей и
психологов.
Статья эта не утратила злободневного интереса, несмотря на то, что была написана в 1913 году.
Чем ярче проявляется столкновение мнений по существу того или другого вопроса, взволновавшего общественную
мысль, тем скорее будет найдена истина.