Детский сайд Монтессори. 1926

— 13 — риалом, к детям нормальным дошкольного возраста (до 7 лет). И в книге Монтессори «Педагогическая антропология» постоянно звучит и это желание, и огромный интерес, и глубокая вера в реформированную школу и в возрождение человека, вера, за которую и на ее родине и в других странах называют ее утопист кой. Эту веру она разделяет со своим учителем Джузеппе Серджи, который тридцать лет трудился над насаждением среди итальянских учителей начал культуры. «Ныне в социальном мире ощущается настоятельная нужда в перестройке приемов воспитания, и кто ратует за это дело, тот ратует за возрожде ние человечества». 1 И вот в 1907 г. Монтессори приступает к опыту воспитания детей дошкольного возраста. Результатом этого опыта в течение двух слишком лет является ее книга: «И metodo della Pedagogia scientifica, applicato all’ educazione infantile nelle Case dei Bambini». Самд Монтессори смотрит па свой опыт только как на намеченный путь, а не как на нечто вполне законченное. В самом начале своей книги она говорит: «Я не намерена писать трактат по научной педаго гике. Эти неполные заметки имеют скромным назначением изложить результаты опыта, открывающего, мне кажется, путь к практическому приложению тех научных начал, которые в последние годы обещают произвести переворот в области воспи тания». И в другом месте: «Наша воспитательная система, по свидетельству опыта оказавшаяся в некоторых отношениях превосходной, еще не может считаться за к о н- ч е н н о й». Одйим из главных принципов системы Монтессори является воспитание чувств, которое имеет у нее глубокое научное обоснование. Оно покоится на началах анатомии, физио логии, антропологии и психологии. Монтессори ставит руководительницу в положение эксперимен татора; работа ее с детьми является более чем на половину работой наблюдателя; наблюдателя терпеливого, внимательного, вдумчи вого и, главное, очень осторожного. «У нас руководительница мало преподает и много наблюдает», говорит Монтессори. Эти ■наблюдения должны,производиться так, чтобы дети этого не заме чали, а, главное, руководители не должны превращать школу в действительную научную лабораторию со всевозможными рениями, анкетами, вопросами и проч., направленными непои ср зм ед ственно к детям. Все это неприложимо в широком объем ее к маленьким детям; воспитание же чувств, которое Монтессори кладет в основу наблюдений, — вещь вполне возможная и необ ходимая. Хотя педагогика по Монтессори и пользуется психо метрией, но она ставит своей задачей не измерение ощу щений, а воспитание чувств. Цель наблюдения 1 D. Sergi. «Pensieri».

RkJQdWJsaXNoZXIy NzQwMjQ=