Пола Полк Лиллард
Монтессори сегодня. Комплексный подход к воспитанию от рождения до взрослой жизни
Популярные развивающие методики –
Текст предоставлен правообладателем
«Монтессори сегодня: комплексный подход к воспитанию от рождения до взрослой жизни / Пола Полк Лиллард ; [пер. с англ. Т.О. Новиковой].»: ООО «Издательство „Э“; Москва; 2018
ISBN 978‑5‑04‑094811‑6
Аннотация
Отпуская ребенка в школу, мы надеемся, что она даст ему все необходимое для полноценного развития. Но традиционное образование часто не справляется с вызовами нашего времени, делая процесс обучения просто мучительным, а результат оставляет желать лучшего. В книге профессионального педагога Полы Полк Лиллард вы найдете всю необходимую информацию по воспитанию и развитию детей по системе Монтессори, которая остается популярной по всему миру на протяжении десятилетий. Автор подробно рассказывает об основных принципах методики и наглядно показывает, как можно воплотить их в жизнь на каждом этапе взросления ребенка, чтобы воспитать развитую и гармоничную личность.
Пола Полк Лиллард
Монтессори сегодня: комплексный подход к воспитанию от рождения до взрослой жизни
С благодарностью за все посвящаю эту книгу моим родителям. Спасибо вам за смелость, служение, любовь к жизни и за уроки.
Paula Polk Lillard
MONTESSORI TODAY
A Comprehensive Approach to Education from Birth to Adulthood
Copyright © 1996 by Paula Polk Lillard This translation published by arrangement with Schocken Books, an imprint of The Knopf Doubleday Group, a division of Penguin Random House, LLC.
© Новикова Т.О., перевод на русский язык, 2018
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2018
ИЗ ЭТОЙ КНИГИ ВЫ УЗНАЕТЕ:
- В чем разница между фантазией и воображением
- Как рассказать первокласснику об устройстве Вселенной
- Что необходимо ребенку на каждом этапе развития
- В каком возрасте знакомить детей с высокими технологиями
- Почему лекции о морали бесполезны
- Каким должен быть учитель в школе Монтессори
- Как превратить поход с ребенком в музей в увлекательное приключение
«Каким бы ни было образование, оно должно сделать вас уникальной личностью, а не конформистом. Образование должно наделить вас оригинальным духом, способным справиться с самыми серьезными проблемами и препятствиями. Образование должно помочь вам обрести ценности, которые будут с вами всю жизнь. Образование должно сделать вас духовно богатым человеком, который любит свое дело, чем бы вы ни занимались, где бы ни жили и с кем бы ни общались. Образование должно научить вас, что на самом деле важно, как нужно жить и как умирать».
Из книги «Фабрика марионеток» Джона Тейлора Гатто, лауреата учительской премии штата Нью‑Йорк
Благодарности
Главным источником вдохновения и наставником в работе над книгами о теории и практике системы Монтессори на протяжении почти тридцати лет для меня была Маргарет Стивенсон, квалифицированный педагог и наставник, работавший в Великобритании и США. Я бесконечно признательна ей не только за советы и поддержку, оказанную мне лично, но и за ее безграничную преданность теории Марии Монтессори, а также за неустанную работу по развитию и распространению школ Монтессори.
Я благодарна всем моим коллегам, которые щедро делились со мной знаниями об этой выдающейся теории, появившейся на заре ХХ века, и информацией о современных исследованиях и развитии школ Монтессори в наши дни.
Особую благодарность мне бы хотелось выразить Марсилии Палоччи, члену педагогического комитета Международной ассоциации Монтессори (AMI)1, за неоценимую помощь по глубокому пониманию концепции универсальных человеческих склонностей.
Мне доставляет огромное удовольствие работать с детьми, родителями и педагогами в школе Форест‑Блафф. Я никогда не написала бы эту книгу без их любви и поддержки. Особенно щедро делилась со мной своим временем и опытом преподавания в начальной школе Монтессори Лора Эрлс.
Я бесконечно признательна Сьюзен Джаспер за заботу о моем доме и семье в последние месяцы. Благодаря этому я могла и преподавать, и писать эту книгу.
Мне посчастливилось работать с прекрасным редактором из издательства Schocken Books Бонни Феттерман. Я благодарна ей за мудрые советы и глубокое понимание образовательной системы, с которой надеюсь вас познакомить.
Хочу поблагодарить всех тех, кто делит со мной мою жизнь, – моего мужа, с которым мы живем вместе почти сорок пять лет, моих дочерей, зятьев и внуков. Я благодарна вам за все, но особенно за ваше терпение, поддержку и доброту, без которых я не смогла бы написать ни строчки.
В своих книгах я стремлюсь хранить верность принципам Марии Монтессори и той образовательной системе, которую она создала. Естественно, в своей книге я смогла изложить исключительно свое личное понимание этих принципов и отразить свое восприятие.
Предисловие
Эта книга представляет собой развернутый рассказ о теории и практике применения системы Монтессори с особым упором на период начальной школы. Она предназначена для родителей, учителей и всех, кого интересуют проблемы современного образования.
Мне очень хотелось написать эту книгу, и вот почему.
Однажды я летела в самолете, и рядом со мной сидел мужчина, у которого, судя по возрасту, могли быть дети школьного возраста. Так и оказалось. Он рассказал мне, что у него двое сыновей, девяти и одиннадцати лет, и оба с трех лет посещают школу Монтессори. Поскольку кроме начальной в этом заведении был предусмотрен и курс средней школы, мой собеседник собирался оставить там своих сыновей до пятнадцати лет, а затем отправить их в государственную или частную школу, где они могли бы завершить среднее образование. Мужчина сказал, что пока это открытый вопрос и возможность выбора, когда подойдет время, он предоставит сыновьям.
Я спросила, почему он выбрал для своих детей школу Монтессори.
– Так решила жена, – ответил он. – Я был слишком занят моей работой, и все решила она. Честно говоря, я не очень одобрял эту систему, пока дети не пошли в первый класс. Сначала среда этой школы казалась мне слишком замкнутой. Но со временем я изменил свою точку зрения. Сегодня меня все устраивает.
Когда я спросила, что же привлекает его в системе Монтессори, он сказал, что больше всего ему нравится командный дух, объединяющий детей, и их способность к самостоятельной работе.
– Они конкурентоспособны, – объяснил он. – Могу допустить, что все дети конкурентоспособны, но в классах Монтессори все по‑другому. Они отлично со всем справляются, и они очень уверены в себе. По отношению к окружающим они ведут себя как взрослые. Им есть дело до окружающего мира. Они даже меня вовлекли в общественный проект, связанный с заботой о бездомных.
Мой сосед помолчал, а потом добавил:
– Понимаю, что говорю вам не о системе Монтессори как таковой. Я просто хочу сказать, что мои дети стали такими, потому что учатся в школе Монтессори.
Потом он рассказал о других детях, живущих по соседству. О друзьях своих сыновей, обучающихся в престижной частной школе с высоким рейтингом.
– Я не хочу плохо говорить о них, – сказал он. – В общем‑то они хорошие ребята. Но они так высокомерны! Порой их поведение граничит с наглостью. Я не чувствую, что они хотят чего‑то добиться ради самих себя. Похоже, больше всего их заботит, как унизить других.
Но ведь его старшему сыну вот‑вот придется перейти в другую школу, где он наверняка столкнется с чем‑то подобным. Не вызывает ли это волнений?
– Да, конечно, – ответил сосед. – Я боюсь, что мой сын может показаться довольно странным. Он постоянно что‑то учит, ищет ответы на какие‑то свои вопросы… Впрочем, наверное, я не слишком волнуюсь. Не думаю, что у него будут проблемы – ведь он так уверен в себе. Вряд ли мой сын будет обращать внимание на подначки одноклассников. Он прекрасно со всеми поладит. Он привык быть самостоятельным. И его это точно не волнует – это мои опасения, и только.
Мужчина рассказал мне о собственном опыте. Он учился в государственной школе в одном из лучших пригородов Чикаго, но всегда чувствовал себя одиноким.
– Никто из учителей не стал для меня настоящим наставником. От них исходил какой‑то холод. А вот мои дети, обучающиеся по системе Монтессори, всегда чувствуют заботу, – сказал он.
Я призналась ему, что и сама работаю по системе Монтессори, и тогда он задал мне вопрос:
– Далеко не все люди знают о системе Монтессори. Но почему? Ведь это отличная система!
Мне были понятны его чувства. Прошло сорок лет с того момента, когда я начала преподавать во втором классе государственной школы в Террас‑Парк, штат Огайо. И знаю, что за это время наши школы ни на шаг не приблизились к задаче соединения образования с развитием человеческих качеств в детях. А ведь каждый ребенок – это уникальная личность, способная внести неповторимый вклад в жизнь этого мира. Пока это не будет сделано, школа не сможет направить детей к активному обучению, дети не будут проявлять интерес к жизни общества и не будут стремиться внести свой вклад в его развитие.
Думаю, все родители хотят, чтобы школы подготовили детей к тому миру, в котором мы все живем. Но, к сожалению, мы все постоянно сталкиваемся с устаревшими образовательными системами, основанными на методе кнута и пряника, где важна кривая успеваемости, от которой зависит рейтинг класса. В традиционных школах каждый ученик сидит за своей партой и слушает учителя. Образование строится на чередовании запоминания (зубрежки) и проверок. У детей фактически нет возможности для развития коммуникативных и социальных навыков, необходимых для решения проблем реального мира.
Кроме того, за последнее десятилетие стандарты поведения и дисциплины в традиционных школах значительно снизились. Лень, грубость и насилие разной степени становятся нормой для учеников. Родителей беспокоит негативное влияние школьной атмосферы на ценности и настрой их детей.
Периодически осуществляются попытки образовательной реформы. В 1960‑е годы, после выхода в свет классической книги Джона Холта «Как дети терпят неудачу» (How Children Fail), большой популярностью пользовалась так называемая концепция открытого класса. Она освободила учителей от косных методов традиционной школьной программы, позволила уделять больше внимания потребностям отдельных учеников и призывала к созданию более свободной и комфортной среды обучения. Однако ни в этой концепции, ни в других, ей подобных, не имелось четко определенных академических компонентов, которые помогали бы детям соответствовать высоким стандартам грамотности и основ математики; не способствовали они и умению четко мыслить и передавать свои мысли. Вероятно, все дело в том, что разработчики реформ не осознали необходимость воспринимать образование как единое целое. Цели и методы каждой возрастной группы должны быть неразрывно связаны – только при этом условии дети смогут в полной мере реализовать потенциал своего развития. А так как это условие не соблюдалось, неудивительно, что попытки подобных реформ изначально были обречены на провал.
В начале 1960‑х годов я узнала об ином подходе к образованию, в котором свобода сочетается с ответственностью и который задает высокие стандарты интеллектуального и социального развития детей. Столь же важно было и то, что этот подход оказался комплексным, то есть он охватывал весь процесс становления человека – с младенчества до порога взрослой жизни. Логичный, затрагивающий все аспекты образования план, который сопровождает ребенка на всех этапах его развития. Я говорю об уникальном методе итальянского педагога и врача Марии Монтессори.
Мне посчастливилось впервые познакомиться с этим методом не в теории, а на практике. Раньше я ничего не знала о системе Монтессори, и у меня не было предубеждений. И вот появилась возможность увидеть, насколько благотворно эта система влияет на детей. Так сложилось, что я работала помощницей воспитателя в группе, куда ходили трое моих маленьких детей. В этой группе придерживались метода Монтессори. В первый же год мне стало ясно, что такой воспитательный подход учитывает все особенности развития ребенка соответственно его возрасту. Опирающийся на этапы, которые неизбежно проходит ребенок в своем познании мира, этот подход высвобождает естественную человеческую энергию и способствует глубокой мотивации, ведущей к новым и новым интеллектуальным и социальным достижениям. В группе, где я работала, косвенная подготовка к чтению, письму и счету начиналась, когда детям было всего три года, а к пяти годам они уже могли читать и писать и, обладая четким представлением о десятичной системе счисления, могли выполнять простые математические действия на сложение, вычитание, умножение и деление. Через процесс исследования и открытия конкретных материалов наши дети достигали поразительно высокого уровня развития.
Не менее важна была и социализация детей. В классе они вели себя очень уверенно. Их творческое начало, любовь к учебе были очевидны. Помню, как я была поражена удивительной добротой, которую дети проявляли по отношению друг к другу. Каждый стремился помочь другому, если возникала такая необходимость. Не менее удивительным было то, что к учебным материалам они относились не по возрасту бережно. Я никогда прежде не видела, чтобы совсем еще маленькие дети демонстрировали такой высокий уровень самодисциплины и ответственности.
Впоследствии я получила степень магистра образования в университете Ксавьера в Цинциннати, штат Огайо, и начала работать над проектами, связанными с системой Монтессори. Я участвовала в исследовательской программе по изучению этого метода в университете Цинциннати. Результатом этой работы стала книга «Монтессори: Современный подход» (Montessori: A Modern Approach), предназначенная для родителей детей дошкольного возраста.
Но только в 1981 году я стала сертифицированным преподавателем системы Монтессори – получила сертификат Международной ассоциации Монтессори! В этом же году я прошла международный курс подготовки начального уровня в институте Монтессори в Милуоки. И мне удалось исполнить свою мечту – создать собственную начальную школу Монтессори. Вместе со своей второй дочерью, Линн Джессен, и подругой и коллегой Джейн Линари мы основали школу Форест‑Блафф в Лейк‑Блафф, штат Иллинойс.
Линн начала заниматься с группой, где было пятнадцать детей в возрасте трех‑четырех лет. В следующем году группа для новичков состояла уже из двадцати пяти детей, и вести начальную программу стала Джейн. Школа постоянно расширялась, и сегодня у нас около ста пятидесяти учеников в возрасте от полутора до пятнадцати лет. Детей в школу привозят со всей округи, и некоторым приходится проводить в дороге довольно много времени. У нас девять учителей/воспитателей и восемь помощников воспитателей. Есть управляющий, и есть секретарь. Каждый учитель исполняет и административные обязанности. Такая общая ответственность делает нас настоящей командой. Кроме того, нам не нужны бюрократические структуры, от которых сегодня страдают многие школы. Мы можем принимать административные решения, ставя во главу угла образовательные цели и учитывая потребности детей, родителей и педагогов.
Последние десять лет я работаю с детьми от трех до шести лет. Наряду с моим браком и материнством эта работа дала мне очень многое, и я высоко ценю ее. Вот один только пример: мы сидим на полу с маленькими детьми и изучаем карту‑головоломку Азии. Дети учатся произносить такие сложные названия, как Казахстан, Азербайджан, Кыргызстан и Таджикистан, – признаюсь, они даются им легче, чем мне. И энтузиазм малышей, открывающих для себя мир, не перестает меня поражать.
* * *
В этой книге рассказывается о системе, которая помогает ребенку вырасти и стать цельной, самодостаточной личностью. Система Монтессори сочетает в себе свободу и ответственность, высокие стандарты образования сочетаются с активной ролью детей в процессе обучения, социальное сознание неразрывно связано с моральным развитием. Осознанное восприятие достижений человечества вдохновляет детей занять свое место в обществе, и они вступают во взрослую жизнь подготовленными, ответственными людьми, готовыми внести свой вклад в развитие мира. Успех системы Монтессори основывается на понимании того факта, что образование ребенка с самого начала следует рассматривать как единый процесс. Цели и методы каждого этапа должны складываться в единое целое от рождения до взрослой, самостоятельной жизни. Главы этой книги представляют систему Монтессори как цельный план образования, где каждый этап базируется на предыдущем и подготавливает почву к следующему. Задача каждого этапа – способствовать процессу непрерывного развития ребенка.
Глава 1 – это краткое знакомство с происхождением и основными положениями системы Монтессори. Родители, которых больше интересуют практические аспекты, могут сразу перейти к последующим главам, а в первую главу заглянуть, когда им понадобится дополнительная информация.
В главе 2 дается обзор системы Монтессори на начальном, первичном уровне. Более детальную информацию о воспитании детей до шести лет вы можете найти в моей книге «Монтессори: Современный подход».
Основное содержание книги, которую вы держите в руках, охватывает период начальной школы (главы 3–8). Насколько мне известно, это первая попытка подробно рассказать о системе Монтессори для начальной школы не профессионалам в области образования, а самым обычным людям – родителям.
В главе 9 кратко описываются идеи Монтессори, распространяющиеся на старшеклассников и студентов. Я бы хотела помочь родителям предвосхитить потребности детей в сложный для многих возраст взросления. В этой главе описываются цели и сильные стороны молодых людей, которые стоят на пороге взрослой жизни.
Заключительная, 10‑я глава рассказывает о месте системы Монтессори в Соединенных Штатах и о ее потенциальном вкладе в будущее. Я считаю распространение этой системы в государственном масштабе очень важной перспективой – не менее важной, чем создание частных школ Монтессори. Исследования в этом направлении ведутся, а следовательно, мы можем уверенно говорить о том, что число «учеников Монтессори» будет расти.
Мария Монтессори разрабатывала свой план начального образования, основываясь на достижениях ребенка в первые шесть лет жизни. Многие родители беспокоятся о том, что их дети не смогут извлечь максимальной пользы из начального образования по системе Монтессори, если до этого не посещали соответствующих детских садов и групп. К счастью, это не так. Учителя, работающие по системе Монтессори, как любые хорошие учителя, просто работают с теми детьми, которые к ним приходят. Они не смотрят на то, где и как учился ребенок и учился ли вообще, если этот ребенок мал, – они используют все средства к тому, чтобы помочь детям развиваться. И в этом отношении у учителей Монтессори есть преимущество – гибкость и индивидуальный подход, характерные для этой образовательной системы на всех возрастных уровнях. Многие выпускники нашей школы сумели добиться впечатляющих успехов, хотя и не ходили в наши группы начального уровня.
С другой стороны, читатели этой книги сразу поймут все преимущества посещения детского сада, работающего по системе Монтессори. Подготовленные дети умеют отвечать за свои действия. Они способны сами начинать и заканчивать намеченную работу, и они не нуждаются в постоянном внимании учителей. Они готовы к тому, чтобы использовать материалы Монтессори на той или иной стадии своего обучения, они могут вести письменные и устные проекты вместе со своими одноклассниками с самых первых дней в начальной школе. Если другие дети не умеют читать, писать и считать, им придется посвятить первые месяцы обучения именно этому. Пробуждение способности ребенка к ответственному общению с окружающими также потребует особой помощи. И здесь, конечно, многое зависит от того опыта, какой ребенок получил дома, в детском саду или в развивающей группе.
Хочу сразу предостеречь: «Монтессори» – это давно уже стало брендом. Порой учебные заведения позиционируют себя как работающие по «программам Монтессори», хотя на самом деле система Монтессори используется там весьма ограниченно, а то и вовсе не используется. Поэтому родители должны сначала посетить пару занятий, чтобы определить, отвечает ли школа заявленным стандартам.
Новые открытия в области развития человека, и в частности современные неврологические исследования, дополняют и меняют некоторые аспекты системы, которую мы пропагандируем. Никто не может дать все ответы на все вопросы – не говоря уже о столь сложной проблеме, как содействие развитию человека в первые годы его жизни. Всё очень индивидуально. Я расскажу вам о своем опыте, о тех классах Монтессори, где работала сама. Конечно, мой опыт связан с определенным историческим периодом и определенным местом. Но поскольку принципы Монтессори основываются на универсальных принципах человеческого развития, то они могут использоваться в любых исторических обстоятельствах. Если бы это было не так, то система Монтессори просто умерла бы давным‑давно.
Надеюсь, в своей книге мне удалось доходчиво рассказать обо всех преимуществах этой образовательной системы, поскольку я сама ощутила их на себе – как мать, как бабушка и как учитель.
Глава первая
Истоки и теория образовательной системы Монтессори
Мария Монтессори уделяла больше внимания конечной цели образования, чем методам его достижения. Цель она определяла как «развитие полноценного человека, ориентированного на окружающую среду и адаптированного к своему времени, месту и культуре». Такая адаптация включает в себя способность оценивать ситуацию, а также изменять ее, если перемены необходимы. И то и другое (и способность оценить ситуацию, и способность изменить ее) требует, во‑первых, развитого интеллекта и, во‑вторых, определенной смелости сделать решительный шаг. Мы, родители и педагоги, должны поставить перед собой цель подготовить детей к успешной жизни в их мире, то есть в мире будущего, а не в мире прошлого и настоящего.
Мария Монтессори не предлагала конкретных способов достижения этой цели. Ее подход заключался в том, чтобы целиком сосредоточиться на детях и понять их потребности. Она считала, что в первых годах жизни ребенка кроется секрет к обновлению на каждом последующем этапе. Иными словами, что будет заложено изначально, то и даст свои плоды не только в ближайшей, но и в отдаленной перспективе. Эта удивительная женщина одновременно была и прагматиком, и визионером. Прагматиком – потому что объективно и непредвзято черпала информацию в самой естественной обстановке – наблюдая за детьми. Визионером – потому что верила: то, что она предлагает, поможет детям вести осмысленную и насыщенную жизнь, а впоследствии внести свой вклад в развитие человечества.
Мария Монтессори, врач и пионер образования, родилась в Италии в 1870 году и умерла в 1952‑м, в Нидерландах. Несколько лет она работала в Испании и Индии, где не только читала лекции, но основала школы. На ее жизнь выпало немало испытаний – две мировые войны, революции… Ей даже пришлось стать беженкой, после того как в Италии махровым цветом расцвел фашизм. Но Монтессори не сдавалась, не опускала руки. Ей было ради кого жить – не только ради своего сына Марио, но ради того, чтобы в каждом ребенке открыть личность. Движимая этой целью, она открывала школы, читала лекции и обучала учителей в разных странах. Сегодня школы Монтессори существуют в пятидесяти двух странах на шести континентах, и их количество во всем мире неуклонно растет.
Свою образовательную систему Мария Монтессори строила на наблюдении за детьми. Ее подопечные жили в разных условиях и даже в разных странах, и это подтолкнуло ее к мысли, что существуют универсальные модели человеческого развития, характерные для всех обществ и культур. Подобный подход – в своем развитии ребенок, к какой бы культуре он ни принадлежал, проходит одни и те же стадии – лежит в основе всех образовательных систем, известных человечеству.
Монтессори много и успешно работала, свою работу она считала бесконечной – пока будут существовать дети, а они будут существовать всегда, за ними можно и нужно наблюдать, делая новые и новые выводы. За свою жизнь она написала несколько книг, но никогда не считала, что ее идеи можно расценивать как некую окончательно сложившуюся теорию. Когда ей было уже за восемьдесят, она, однако, проанализировала свои наработки и выделила три основных тезиса:
- Человеческое развитие идет не по прямой и проходит ряд важных этапов.
- Полное развитие способностей человека возможно в силу склонности к определенным универсальным действиям, связанным с окружающей средой.
- Взаимодействие с окружающей средой будет наиболее продуктивным в плане развития, если осуществляется по собственному выбору и основывается на личном интересе.
Молодая студентка медицинского факультета Римского университета проявила интерес к формированию человеческой личности еще в 90‑е годы XIX века. Несмотря на вполне успешную карьеру врача (после окончания университета она занималась частной врачебной практикой), несмотря на невероятную занятость, ей захотелось продолжить образование, и она всерьез занялась изучением педагогики, философии и антропологии. Это были те предметы, без которых она не смогла бы продвинуться вперед.
Мы должны поставить перед собой цель подготовить детей к успешной жизни в их мире, то есть в мире будущего, а не в мире прошлого и настоящего.
Работая с отстающими в развитии детьми и подростками, наблюдая за ними, она сумела выявить важные этапы формирования человеческой личности.
Таких этапов, по ее мнению, было четыре. Два приходятся на детство, и к двенадцати годам, если эти этапы пройдены успешно, формируется ответственный, умеющий отвечать за свои поступки, социализированный ребенок. Следующие два этапа охватывают годы юности и к двадцати четырем годам дают нам зрелого взрослого.
Все эти четыре этапа будут рассмотрены в нашей книге. В последующих главах мы поговорим о конкретных деталях каждого этапа. Но во вступительной главе я хочу обсудить общую информацию, необходимую для понимания подхода Монтессори к воспитанию.
Мария Монтессори установила, что в каждом из четырех этапов развития есть общие черты:
- На каждом этапе имеется конкретная цель развития.
- Для достижения этой цели надо выбрать четко определенное направление.
- Ребенок обладает определенной чувствительностью, которая и позволяет ему достигать конкретной цели на каждом этапе развития.
Чтобы подчеркнуть драматический характер перехода с одного этапа на другой, Монтессори приводила сравнение с метаморфозой бабочки. Гусеница, куколка и взрослая бабочка настолько не похожи друг на друга, что их трудно принять за одно существо на разных этапах развития. Действительно, маленький, только что родившийся ребенок и ребенок подросший кардинально отличаются друг от друга. Все это так, но Мария Монтессори предупреждает нас: каждый этап развития основывается на предыдущем, и если на каком‑то этапе развитие не будет завершено, это повлияет на успех формирования взрослой самодостаточной личности.
Монтессори осмелилась выразить мнение, что традиционное образование не учитывает особенности этапов развития. Практически везде, и в ее родной Италии, и в Индии, и, добавим, в Америке, первый этап, с рождения до шести лет, полностью игнорировался, поскольку образование как таковое, по мнению многих, начинается только после шести лет. Шесть лет – это старт, а потом образование постепенно усложняется. Каждый год дети изучают все больше предметов, с ними работают все больше учителей, требования, основанные на конкретной программе, возрастают, и дети работают все напряженнее. Не правда ли, знакомый подход?
Несмотря на то что сама Мария Монтессори добилась больших успехов, обучаясь именно по такой системе, несмотря на то что за время учебы в школе и университете она получила немало наград, в подобном подходе она видела немало ошибок и промахов. Школяров своего времени она называла «засушенными бабочками», приколотыми булавками в музейной витрине. Она даже составила схему, показывающую линейное развитие образования. В основе такой системы лежит идея о том, что с возрастом интеллект повышается и в детей, пока они растут, нужно «впихнуть» как можно больше информации. В этой системе она видела «ужасную серость», поскольку сам процесс обучения вызывал у детей невероятную скуку.
Традиционное образование основывается на линейном развитии (стрелки указывают усиление давления).
В противовес традиционной системе Монтессори предложила другую – свою, отражающую реальное развитие ребенка. На ее схеме каждый этап представляет собой пирамиду, в основании которой лежит определенный этап развития, соответствующий возрасту; это развитие достигает пика, а затем, укрепившись, готовит почву для следующих достижений. Все четыре пирамиды одинаковы – тем самым Монтессори подчеркивала регулярность и единообразие обучения на всех этапах.
Еще раз: она была убеждена в том, что школьное образование в целом должно соответствовать этапам развития ребенка. «Вместо того чтобы делить образование на детские сады, начальную и среднюю школу и университет, мы должны разделить образование на этапы, и каждый такой этап должен соответствовать фазе развития, переживаемой индивидуумом»1.
Образование по Монтессори учитывает цели и пики развития на каждом этапе.
Чем больше Монтессори изучала систему образования в родной Италии, тем больше она укреплялась в мысли, что традиционное образование не отвечает потребностям детей. В качестве врача она работала в детском отделении психиатрической клиники, где содержались дети, признанные необучаемыми. В сущности, это были несчастные создания, на которых с самого рождения поставили крест: умственно отсталые, олигофрены, дебилы. В первую очередь молодая женщина заботилась об их физическом здоровье и по мере возможности о здоровье духовном. Постепенно, исподволь она пыталась достучаться до их интеллекта, контролируя спонтанные реакции, которые бывают у всех детей.
В противовес традиционной системе образования Монтессори предложила другую – свою, отражающую реальное развитие ребенка.
По вечерам, возвращаясь домой, Мария изучала труды тех, у кого был опыт работы в области детской психиатрии. На всю жизнь она сохранила глубочайшее почтение к трудам двух выдающихся французских врачей – Жана Итара и Эдуарда Сегена. Независимо друг от друга Итар и Сеген предложили методы обучения глухих и умственно неполноценных детей. Монтессори использовала их материалы и одновременно нащупывала собственные пути. Очень скоро «необучаемые» дети из клиники научились не только писать и читать, но и показали на государственных экзаменах результаты, вполне сопоставимые с результатами их сверстников в обычных школах.
«Но как такое могло произойти?» – удивлялась Монтессори, ведь, будучи врачом, она прекрасно понимала, что возможности ее учеников ограничены. Чтобы расставить все точки над «i», она приняла кардинальное и, на взгляд ее коллег‑медиков, необъяснимое решение: оставить медицинскую практику и заняться менее престижным и куда менее доходным делом – образованием. Она добилась успеха там, где обычные учителя потерпели полный крах. Так почему бы не превратить это в систему? В 1900 году при содействии Лиги женщин Италии она открыла в Риме ортофреническую школу для детей с ограниченными возможностями, и результаты были ошеломляющими. Помещенные в развивающую среду дети успешно овладевали знаниями по возрасту.
Имея определенные наработки, имея конкретные материалы, которые потом так и назовут – «материалы Монтессори», автор уникальной методики давно вынашивала мысль проверить свои идеи в среде обычных детей, не имеющих отклонений. У нее не было возможности работать с детьми старше семи лет, поскольку они уже подпадали под гребенку государственных школ. Но почему бы не поработать с малышами, используя те же приемы, что оправдали себя в других заведениях?
Все хорошенько обдумав, она открыла Дом ребенка в бедном и пользующемся дурной славой районе Рима – Сан‑Лоренцо. Ее даже устраивало то, что район был неблагополучный – по крайней мере здесь не было никаких ограничений и сложившихся стереотипов в области воспитания, а значит, ничто не должно было сковывать естественное поведение детей.
И у нее все получилось. «Педагогически запущенные», как сказали бы сейчас, дети отреагировали на созданную ею развивающую среду еще более позитивно, чем дети из ортофренической школы. Да они просто поражали всех своими результатами!
Монтессори решила, что традиционному образованию нужны не просто реформы – в области образования следует провести революцию. И эта революция должна учитывать этапы человеческого развития в целом, а также этапы развития и индивидуальные характеристики каждого ребенка. Но и это еще не все. Мария Монтессори предложила, чтобы образовательная революция основывалась на базовых реакциях человека, которые помогают ему адаптироваться к условиям окружающей среды и делают возможным его развитие. Впоследствии она подчеркивала, что ей удалось добиться успеха в Риме, а позже и в других странах, только потому, что ее образовательный план был именно таким – нацеленным на развитие через адаптацию.
Не только детям – людям всех возрастов свойственна склонность к позитивному взаимодействию со средой. Однако в разные периоды жизни такое взаимодействие происходит по‑разному. Каждый этап развития – в том числе и во взрослой жизни – характеризуется определенной направленностью, и все этапы одинаково важны для развития в целом; само же развитие не прекращается никогда. И знаете, как Монтессори пришла к такому выводу? Она не стала выявлять человеческие склонности и строить образовательный план, основываясь на них. Все произошло иначе. Она наблюдала за детьми, а затем реагировала на их поведение, предлагая конкретные меры к развитию навыков и способностей.
Когда Монтессори размышляла о своей работе с детьми, ее гораздо больше привлекали вопросы, чем ответы. К середине 1940‑х годов она уже не сомневалась в том, что придуманная ею развивающая среда для детей от нуля до двенадцати лет позитивным образом способствует их развитию. Но почему? Что заставляет детей реагировать на предложенные им материалы именно так, а не иначе? Почему они не просто замирают на пороге, когда видят что‑то новое для них? Что заставляет их использовать материалы, предназначенные для самоформирования? И что дает им силу и энергию развиваться?
Не понаслышке знакомая с психологией, Монтессори знала, что реакция – это универсальный принцип человеческого поведения. Когда среда положительна, высвобождаются позитивные реакции и человек уверенно шагает по жизни. Когда же реакции по тем или иным причинам подавляются, человек, вне зависимости от возраста, оказывается в ущемленном положении и его развитие замедляется.
Монтессори размышляла о естественном поведении людей в окружающей их среде как педагог и как антрополог. Достаточно сказать, что в течение ряда лет она возглавляла кафедру антропологии в Римском университете. Предметом ее научного интереса были реакции членов примитивных обществ на различные условия среды обитания. Более того, она стала искать сходство в поведении первобытных и современных людей, имея в виду конкретную цель – определить особенности в поведении детей, которым еще только предстоит открыть для себя новый, неизвестный мир.
Монтессори понимала, что люди не обладают развитыми инстинктами, которые позволили бы удовлетворить все потребности и обеспечить выживание, как это происходит у животных. В отличие от животных, люди имеют склонность к определенным моделям поведения, которые помогают им удовлетворять свои потребности. Есть первичные модели поведения, то есть в крове, пище и одежде, и есть вторичные – например, в защите и передвижении. Монтессори не собиралась составлять список конкретных способов взаимодействия людей с окружающей средой. Не собиралась она и изобретать научную терминологию для описания таких действий. Она всегда в первую очередь оставалась педагогом, а не психологом‑теоретиком. Но все же в своих лекциях она довольно широко использовала ряд терминов, а именно: исследование, ориентация, порядок, воображение, манипулирование, повторение, точность, контроль ошибок и коммуникация. По ее мнению, наибольших успехов дети добиваются там, где учителя понимают необходимость постоянного обращения к приобретенным на ранних стадиях развития поведенческим моделям, которые ведут к адаптации в обществе и потенциально – к возможности перемен в этом обществе.
Каждый этап развития – в том числе и во взрослой жизни – характеризуется определенной направленностью, и все этапы одинаково важны для развития в целом.
Монтессори заметила, что с самого начала именно склонность к определенным действиям, одобренная интеллектом, позволяет людям постигать реальность и использовать для удовлетворения потребностей выживания практически любую среду – от пустынь до льдов Арктики. Первобытные люди располагали весьма ограниченным интеллектом, но даже в зачаточном состоянии он позволял им смело исследовать неизвестную среду не под влиянием инстинктов, как это делают животные, а вполне осмысленно. Первобытные люди могли выбирать себе пищу – есть сырое или даже поджаренное мясо или довольствоваться плодами и травами; они могли выбирать себе жилище – строить шалаши или укрываться в пещерах; они осознанно выбирали себе одежду – шили ее из шкур или ограничивались… фиговыми листочками.
Дети, открывающие для себя мир, а в терминологии Марии Монтессори – среду обитания, сталкиваются с теми же проблемами, что и их первобытные предки. Но детей отличает то, что они исследуют среду, располагая неполноценными, не до конца сформировавшимися телами. И это, казалось бы, слабое звено на самом деле является их преимуществом, поскольку дает возможность приспосабливаться к месту, где они родились, и ко времени, в котором им предстоит жить. Человеческая склонность к определенным действиям означает, что ребенок становится частью определенной группы людей. Кроме того, поведенческие склонности современного человека непосредственно связаны со свободой. Да, пока дети маленькие, они не могут выбрать себе группу, но по мере взросления поведенческие склонности позволяют им либо покинуть группу, либо изменить ее.
Поскольку человеческие склонности жизненно важны для понимания образовательной системы Монтессори и поскольку их фундаментальную роль в развитии детей редко признают родители и учителя, я считаю необходимым коротко рассказать об индивидуальных проявлениях этих склонностей, какими их видела Мария Монтессори.
Основным действием человека с начала времен Монтессори считала исследование. Первобытные люди должны были исследовать незнакомую им окружающую среду, чтобы найти источники удовлетворения основных потребностей. Исследование – это движущая сила человеческой деятельности. Успешное исследование приносит радость открытия. Даже сегодня, исследуя неизвестное и добиваясь результата, мы ощущаем ту же радость, что и наши предки.
Конец ознакомительного фрагмента.
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию