Опубликовано Оставить комментарий

Монтессори. Развиваем внимание и концентрацию

Монтессори. Развиваем внимание и концентрацию

Ноэми д’Эсклеб Сильви Д’Эсклеб

Монтессори. Развиваем внимание и концентрацию

 

Воспитываем по Монтессори –

 

«Монтессори. Развиваем внимание и концентрацию»: Эксмо; Москва; 2019

ISBN 978‑5‑04‑095018‑8

Аннотация

 

Способность к вниманию и концентрации – необходимое качество для ребенка, залог его гармоничного развития и успешного будущего. Великий педагог Мария Монтессори, основатель методики, говорила: «Ключ всей педагогики находится именно в этом: в умении распознать драгоценные моменты сосредоточенности ребенка, чтобы использовать их в обучении». В книге вы найдете упражнения и рекомендации по воспитанию и обучению согласно принципам системы Монтессори.

Сильви Д’Эсклеб

Монтессори. Развиваем внимание и концентрацию

 

Sylvie D’Esclaibes

Aider son enfant à se concentrer grâce à la méthode Montessori

© 2017 Leduc.s Éditions 29, boulevard Raspail 75007 Paris – France

 

© Озерская Н.И., перевод на русский язык, 2019

© ООО «Издательство «Эксмо», 2019

 

* * *

ИЗ ЭТОЙ КНИГИ ВЫ УЗНАЕТЕ:

  • какие материалы и предметы необходимы для занятий
  • как создать правильные условия для развития малыша
  • какие есть виды памяти и как ее тренировать
  • почему движение важно для успешного обучения
  • как взрослый помогает ребенку раскрыть его таланты и способности

 

Введение

 

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что самый оптимальный период в развитии ребенка – первые годы его жизни. То, что мы в него вложим между 0 и 6 годами, определит его будущее, и от нас зависит, насколько гармоничным оно будет.

Мы также знаем, что некоторые качества играют определяющую роль при выборе пути, который поведет наших детей к счастливой жизни и расцвету личности. Способность к концентрации внимания, несомненно, самое главное из них.

В своих многочисленных работах Мария Монтессори сформулировала методы и принципы, которые она выработала в ходе наблюдений за детьми и применяла для максимального развития их способности к концентрации внимания. Описанию этих методов и принципов и посвящена наша книга.

Вот две знаменитые фразы великого педагога, опубликованные в ее книге «Ребенок в семье»:

 

«Первый шаг, который предстоит сделать ребенку, – это шаг к развитию способности к концентрации внимания».

«Ключ всей педагогики находится именно в этом: в умении распознать драгоценные моменты сосредоточенности ребенка, чтобы использовать их в обучении».

 

Именно Мария Монтессори открыла важность развития способности к концентрации внимания начиная с первых лет жизни ребенка. Уже в 1900‑х годах она назвала раннее детство решающим периодом в эволюции человека. Этот новаторский подход определил все, в чем дети в этом возрасте нуждаются больше всего, чтобы как можно раньше выявить и оптимизировать их истинный потенциал.

На основе конкретных наблюдений Мария Монтессори создала педагогику, которая с тех пор носит ее имя и с большим успехом применяется многими школами по всему миру. Сегодня действует около 30 000 школ Монтессори, не считая тех, что частично используют ее приемы и методики.

Мария Монтессори (1870–1952) была первой женщиной‑врачом в Италии. Свою профессиональную деятельность она начала, работая с детьми, имеющими отклонения в развитии. Наблюдая за ними, она разработала новые методики, основанные на разных подходах к обучению и на создании важного дидактического материала. Благодаря этой поистине революционной для своего времени методике дети, считающиеся «неполноценными», развили свои когнитивные способности и, к изумлению окружающих, научились читать и писать. Некоторые даже успешно сдали экзамены для «нормальных» детей.

Окрыленная успехом, Мария Монтессори приняла эпохальное для себя решение заняться обучением «нормальных» детей – выходцев из бедного римского квартала Сан Лоренцо. Она открыла свой первый «Дом ребенка» («Casa dei Bambini»). Ее интуиция подсказывала: раз ее методика дает такие хорошие результаты с детьми с отклонениями в развитии, то почему бы не использовать ее в работе с другими детьми? Она внимательно наблюдала за этими юными существами, которые развивались в созданной ею «подготовленной среде», а сама среда эволюционировала вместе с ними. Так постепенно происходило становление педагогики Монтессори, которая произвела настоящую революцию в области образования и воспитания.

 

Ее главные открытия

 

Внутренний учитель

 

Мария Монтессори заметила, что до 6 лет ребенок спонтанно и самостоятельно учится ходить, понимать родной язык и говорить на нем, контролировать свои движения и т. д. Она пришла к выводу, что у него есть некий внутренний учитель, гид, который помогает приобрести все эти навыки без внешнего вмешательства. Существование этого внутреннего учителя в каждом ребенке – первый принцип педагогики Монтессори.

Вместо того чтобы руководить ребенком и наставлять его, она следует за ним и наблюдает за его действиями, чтобы подготовить для него адаптированную среду.

Из этого следует вывод: «Мы осознали, что обучение – это не то, что делает обучающий; это естественный процесс, который спонтанно овладевает человеческим существом и развивается в нем».

 

Важность ручного труда

 

Мария Монтессори заметила, что маленькие дети постоянно находятся в движении и знакомятся с окружающим миром посредством рук. Она пришла к выводу, что рука играетведущую роль в развитии интеллекта. Она посылает мозгу информацию, который ее анализирует и передает распоряжение руке, а та его выполняет. Взяв за основу этот постулат, она создала обширный дидактический материал, цель которого – развитие рук ребенка.

 

Самостоятельность

 

Она также отмечала настойчивую потребность ребенка в самостоятельности. Известна цитата Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

 

Впитывающий ум

 

Ребенок обладает способностью постоянно и естественно впитывать всю информацию, содержащуюся в окружающей среде, и в частности, постигать родной язык. Между 0 и 6 годами мозг функционирует иначе, чем в любойдругой период жизни. В то время как взрослый размышляет, ребенок сосредоточивается и повторяет много раз одни и те же действия. Таким образом он создает нейронные связи и развивает основные структуры в своем мозге. Этот тезис Монтессори подтверждается выводами современных нейрофизиологов.

 

Сензитивные периоды

 

Мария Монтессори не могла не заметить, что каждый ребенок проходит через более или менее длительные периоды, когда его мозгу, как губке, свойственно с особой легкостью усваивать определенные знания, навыки и умения. Особенности прохождения этих этапов, которые она назвала «сензитивными периодами», различаются у разных детей и не могут быть искусственно воссозданы взрослым.

Основные сензитивные периоды: период формирования чувства упорядоченности, период формирования двигательных навыков и развития чувств, период овладения мелкой и общей моторикой и период включения в социальную жизнь. Как только тот или иной навык или умение сформированы, сензитивный период заканчивается и возврата к нему уже не будет.

Овладение тем или иным навыком или умением вне сензитивного периода иногда вызывает большие сложности. Зато, если все потребности сензитивного периода полностью удовлетворены, ребенок испытывает умиротворение и счастье.

 

Конкретные действия

 

Мария Монтессори утверждала, что любому, даже очень маленькому ребенку необходимы манипуляции с предметами в трех измерениях. Ему легче будет усвоить абстрактные понятия, если он уже познакомился с ними через конкретные действия.

 

Роль работы в жизни ребенка

 

Когда ребенок занят тем, что мы называем игрой, на самом деле он работает над приобретением навыков и умений, которые помогут ему стать самостоятельным и подготовленным к жизни в своей культурной среде.

 

Сенсорные ощущения

 

Еще Аристотель говорил: «В нашем сознании не существует ничего, чего сначала не было бы в чувствах».

Ребенок познает мир с помощью рук и органов чувств. Именно поэтому Мария Монтессори разрабатывала обширный педагогический материал, предназначенный для развития органов чувств и тонкости ощущений. Этот дидактический материал дает ребенку возможность – в частности, в ходе сравнения и распределения по парам – овладевать многими навыками и умениями, основанными на чувственной информации. В его мозге в это время формируются миллионы новых связей, которые способствуют развитию концентрации внимания и тонкости ощущений.

 

Концентрация и нормализация

 

Мария Монтессори отмечала также, что дети испытывают колоссальную потребность в концентрации внимания и у них есть для этого все возможности. Ребенок, который научился сосредоточиваться на том или ином виде деятельности, становится более спокойным, умиротворенным и расслабленным. Он чувствует себя счастливым, верит в себя и в то, что он в безопасности, ощущает признательность к взрослому, подготовившему для него адекватную среду.

Когда ребенок работает в хорошо подготовленной среде, использует адаптированный материал и учится взаимодействовать с другими, уважая их, он развивает в себе фундаментальные качества, которые способствуют развитию концентрации внимания и социализации, формируют любовь к работе и навыки самодисциплины.

Мария Монтессори была убеждена в том, что ребенку, которому в раннем детстве выпал шанс развить в себе все эти качества, будет легче в будущем определить сферу приложения своих интересов, выбрать дело по душе и стать свободной личностью. Такого ребенка она называла «нормализованным».

 

 

 

1

Концентрация внимания

 

Глава 1

Функционирование мозга

 

Детство – уникальный период в развитии мозга. Научные исследования последних лет подтверждают незыблемость выводов и наблюдений Марии Монтессори, лежащих в основе ее педагогики.

В момент рождения у ребенка есть 100 миллиардов нейронов, но лишь менее половины из них соединены между собой. Формирование синапсов обусловлено генетическими факторами и опытом, переживаемым младенцем. Именно поэтому говорят о большой пластичности детского мозга. С течением времени связи между нейронами либо изменяются и усложняются, либо этого не происходит, в зависимости от того, в каких условиях протекает жизнь ребенка. Каждый раз, когда малыш задумывается, двигается, мечтает, проживает свой опыт, в его мозгу образуются новые нейронные связи. До 700 новых нейронных связей появляются каждую секунду в течение первых шести лет жизни!

Сразу же после рождения начинается формирование интеллекта в зависимости от информации, полученной из окружающей его среды. Здесь мы опять возвращаемся к понятию «впитывающего ума», описанного Марией Монтессори, – ребенку достаточно просто жить, чтобы создавать максимальное количество контактов между нейронами. Отсюда следует, что нехватка внешних стимулов наносит вред нормальному развитию интеллекта.

Отношения, в которые ребенок вступает с взрослыми или с другими детьми, оказывают огромное влияние на развитие его мозга.

Затем, к 6 годам, наименее востребованные (избыточные) нейронные связи удаляются, чтобы дать возможность мозгу специализироваться на основе событий и явлений, к которым он привык и которые он наблюдает каждый день. Название этого процесса – синаптический прунинг, или синаптическая обрезка.

Важно отдавать себе отчет, что мозг будет сохранять те синаптические соединения, которые образует проживание не самых счастливых событий, а наиболее часто повторяющихся. Взрослый здесь играет первостепенную роль, потому что все, что он предложит в качестве хороших или плохих примеров, положительного или отрицательного опыта, будет надолго запечатлено в мозге ребенка. Эта способность мозговых структур к адаптации может быть либо большой созидающей силой, если ребенок ежедневно проживает позитивные моменты, либо слабостью. Несчастливое детство оставляет глубокие отметины на личности на всю оставшуюся жизнь, в той степени, в какой были затронуты эти структуры.

Архитектура мозга, который нам предстоит использовать в течение всей нашей жизни, формируется, по большей части, в течение шести первых лет существования. Именно поэтому взрослый должен быть особенно внимателен к тому, каким он предстает перед ребенком, как общается с ним, что может ему предложить в окружающей его среде, какими моментами наполнена жизнь малыша и как он их проживает. Все это имеет очень большое значение.

Первые виды упражнений, предлагаемые методикой Монтессори, направлены на развитие основных умственных способностей ребенка, определяющих формирование у него таких качеств, как самодисциплина, планирование своей деятельности, концентрация внимания. Все эти основополагающие понятия способствуют выстраиванию гармоничной жизни, облегчают учебу, формируют правильное понимание мира и нормальное общение с другими людьми. Они вырабатываются в процессе обучения по материалам Монтессори. Упражнения, предлагаемые в рамках этой педагогики, развивают мелкую моторику, способность кконцентрации внимания, волю и органы чувств. Все это создает оптимальные условия для развития мощного и эффективного интеллекта.

 

Отношения, в которые ребенок вступает с взрослыми или с другими детьми, оказывают огромное влияние на развитие его мозга.

 

Недавние результаты исследований в области нейронаук помогают нам понять, почему педагогика Монтессори столь эффективна и почему она позволяет детям сохранять сосредоточенность, чувствовать себя счастливыми и умиротворенными. Она напрямую и позитивно действует на сами структуры мозга, который во многом отличается от мозга взрослого человека. Важнейшая часть личности формируется до 6 лет.

Факт переживания до этого возраста счастливых и стимулирующих моментов и событий непосредственно влияет на выстраивание личности. Увеличивая до максимума число синаптических связей и создавая мощные структуры мозга, ребенок развивает веру в себя и свои способности. У него формируется критическое отношение к жизни и открытость миру, любовь к труду и желание всегда делать что‑то как можно лучше и, кроме того, любознательность. Для него не составят трудности любые виды обучения – сфера социальных взаимодействий, формирование художественных навыков, развитие способностей к абстракции, к рассуждению и логическим построениям или тренировка памяти и концентрации внимания.

 

Глава 2

Четыре столпа обучения с точки зрения нейронаук

 

Станислас Деаэн, когнитивный психолог, нейрофизиолог и профессор в Коллеж де Франс, пишет на сайте «Учиться обучать» («Apprendre à éduquer»), что в рамках когнитивных нейронаук выделено по меньшей мере четыре фактора, определяющих скорость и легкость обучения:

  • внимание;
  • активное вовлечение;
  • возврат информации;
  • консолидация.

Трудно сдержать волнение при мысли, что основополагающие принципы воспитания и обучения детей, выработанные Марией Монтессори еще в начале ХХ века, подтверждаются в наши дни выводами и доказательствами нейронаук.

 

Внимание

 

Внимание – это способность, с помощью которой мы постигаем реальность, потому что именно внимание делает наш разум открытым. Одри Акун и Изабелль Пайо, авторы книги «Французские дети любят учиться и не пользуются шпаргалками», определяют это свойство так:

 

«Способность интеллекта направлять нашу деятельность в зависимости от цели и центра интересов… Благодаря вниманию мы с помощью наших пяти органов чувств улавливаем информацию либо поступающую из окружающего мира, либо порождаемую душевными переживаниями и психологическими состояниями».

 

Станислас Деаэн добавляет к этому, что внимание служит отбору информации, в глобальном смысле регулирует мозговую деятельность и облегчает обучение.

Но внимание может быть селективным, то есть избирательным.

Таким образом, главная задача людей, обучающих ребенка, – постоянно поддерживать его внимание и направлять его в нужное русло.

Обучающий должен создавать привлекательный материал, но не отвлекать ребенка от его главной цели и не создавать еще одну, вторичную цель.

Смысл воздействия учителя на учеников заключается в том, чтобы направлять их внимание, правильно определяя поставленную задачу.

Также следует обучать детей сохранять концентрацию внимания при отвлекающем раздражителе и уметь сопротивляться внутреннему конфликту.

Педагогика Монтессори предоставляет ребенку все возможности как можно успешнее пройти этот первый этап обучения. Как мы увидим в части «Свободный выбор», дети предпочитают самостоятельно выбирать вид деятельности. Чтобы пробудить присущую каждому ребенку мотивацию, родителям и воспитателям не следует принудительно навязывать детям задания и упражнения. Предлагая их ребенку, нужно ориентироваться, прежде всего, на его вкусы и интересы, чтобы он не терял стимулы и желание изучать и открывать нечто новое для себя. Каждый вид материалов содержит один вызывающий затруднение элемент за один раз. Не должно быть никаких двойных задач, решая которые ребенок может растеряться. Материал обязан быть гармоничным, эстетичным и изготовленным из благородных материалов.

 

Активное вовлечение

 

Станислас Деаэн пишет:

 

«Пассивный организм ничему не учится. Обучение становится эффективным, когда ребенок чередует его с повторяющейся проверкой своих знаний. Это дает ему возможность понять, какие знания не усвоены».

 

Научными исследованиями доказано, что количество проверок знаний посредством тестирования гораздо важнее для запоминания материала, чем количество часов, проведенных за зубрежкой.

Активность ребенка будет только возрастать, если у него возникнет желание заниматься тем или иным видом деятельности. Это желание проявится, когда определенный род занятий понравится ему, будет много значить для него, когда он увидит в нем свой интерес, и т. д., а не из‑за того, что к этому его принуждает какая‑либо внешняя сила.

Здесь ребенок, в соответствии с принципами педагогики Монтессори, становитсяглавным действующим лицом своего обучения. Каждый вид деятельности, которому он отдает предпочтение, предполагает проявление активности и инициативы с его стороны.

 

Возврат информации

 

Возможность мгновенного возврата информации в ходе выполнения упражнений – главная структурная составляющая любого обучения. Чем скорее происходит возврат при ошибке, тем более эффективными и интегрированными в процесс обучения станут действия по ее исправлению.

Ошибки всегда позитивны, поскольку это один из факторов обучения. Это нормальное явление; оно одновременно выражает ментальные представления, сформированные у ребенка о понятии или действии, и свидетельствует о препятствии, которое нужно исправить, чтобы от него избавиться.

В педагогике Монтессори каждый материал содержит контроль над ошибками иливозможность самокоррекции; таким образом, ребенок по ходу работы видит, правильно ли он сделал упражнение. Если работа была выполнена неверно, он тут же сам исправляет ошибку. Взрослый находится рядом совсем не для того, чтобы наказать его, поскольку ошибка как часть процесса обучения не должна быть причиной стрессов и переживаний ребенка. Ему не придется ждать несколько дней, чтобы получить исправленную работу, о которой он уже успел забыть. Ребенок делает исправления самостоятельно, в момент выполнения заданий, что повышает эффективность обучения.

 

Консолидация

 

Цель обучения – доведение умений и навыков до автоматизма, то есть переход от их осознанной обработки, которая требует определенных усилий, к бессознательной, автоматизированной обработке.

Кульминационный момент любого обучения – переход от эксплицитного к имплицитному, то есть от знания к формированию умений и навыков. Переход к автоматизму (навыки) происходит в результате повторений и тренировок, что дает возможность высвободить префронтальную область коры головного мозга для других видов обучения.

 

Цель обучения – доведение умений и навыков до автоматизма.

 

В педагогике Монтессори ребенок повторяет действия столько раз, сколько пожелает. Взрослый не прерывает его, а товарищам или брату/сестре запрещается отбирать у него дидактический материал, над которым он в данный момент работает. Консолидация и сплочение необходимы в детских коллективах.

 

Память

 

Память и концентрация внимания тесно связаны. Невозможно что‑то запомнить, если ребенок не в состоянии ни на чем сосредоточиться. Упражнения для памяти способствуют также развитию концентрации внимания. Эти два главных фактора играют решающую роль в нашей жизни. Нас постоянно преследует шквал информации и событий, которые придется использовать в будущем. Их фиксирование в памяти зависит от нашего умения концентрироваться.

Чем упорнее мы работаем над развитием концентрации внимания, тем эффективнеефункционируетнаша память. Все, что способствует этому развитию, полезно также для тренировки памяти.

Упражнения на развитие сенсорных ощущений, которым в педагогике Монтессори придается большое значение, окажут неоценимую помощь в формировании сенсорной или образной памяти.

Следует иметь в виду, что существует три типа памяти, связанные между собой: сенсорная, кратковременная и долговременная.

Поступающая информация сначала воспринимается пятью нашими чувствами, которые обрабатывают ее зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильные типы. В течение очень короткого времени поступившая информация остается в сенсорном регистре, или ультракратковременной памяти. Если она кажется важной, то передается в краткосрочную память, чтобы складироваться в рабочей памяти, а если в конечном итоге сведения стоят того, чтобы быть зафиксированными, они поступают в долговременную память.

 

 

 

Конец ознакомительного фрагмента.

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.