Признавая, что «чем дольше человек занимается одной темой, тем более мастерски овладевает ею; великий американский психолог Уильям Джеймс отметил: «образование, которое поможет улучшить эту способность, стало бы превосходным образованием» (1892/1985, стр. 95). Монтессори, которая знала Джеймсa, решила сделать именно это. Она считала, что если окружающая среда была была бы подготовлена с «предметами, которые соответствуют … формирующимся тенденциям» (1949/1967, стр. 169), энергия и интерес ребенка сосредотачивались бы на том аспекте окружающей среды, который соответствует потребностям развития.
Концентрация
Видели когда-нибудь как ребенок терпеливо, долго, с застывшим лицом, нередко даже с открытым ртом и сосредоточенным взглядом снимает или надевает носочек или сандалик, наливает половником суп в тарелку, всматривается в крошечную соринку и растворяется в этом? В этот момент он что-то мыслит, упорно стремится познать устройство мира. Он, как ученый в лаборатории, ищущий решение проблемы величайшей важности, которое от него вот-вот ускользнет.
Основным содержанием психической жизни маленького ребенка является его стремление овладеть неведанными стихиями, тайной окружающего его мира. Желая овладеть, человек стремится познать. Благоприятные внешние и внутренние условия облегчают изучение, а неблагоприятные, такие как – помехи, непонимание и невежество взрослых, затмевают исследовательский дух. Чтобы понять, что в этом есть глубокий, истинный смысл – надо поработать над собой, научиться смирению и наблюдению: тихому, спокойному, безмолвному, дабы «не спугнуть» концентрацию.
Внутри этого «маленького «ученого» – руководящий дух и он не терпит сопротивления из вне…. И так день за днем, неделя за неделей, не желая перемены, пока не доведет навык до совершенства. Так распорядилась природа, Вселенная, если хотите, наделив человека огромным Потенциалом, который позволяет прогрессировать. Этот потенциал дается при рождении, а не дрессируется с помощью нажимов и насилия. Нет никакого повеления а только добрая воля.
Такие бессознательные усилия – это пища для еще не сформированной воли ребенка. Он стремится познать и знать. Это бессознательное стремление к самосовершенствованию, которое проявляется исключительно из внутреннего, глубинного интереса. Будьте милосердны и терпимы к детям, позвольте им продолжать в своем темпе, не сводите на нет его усилия, не вмешивайтесь и не прерывайте этот процесс ни при каких условиях, но и не оставляйте без помощи, если вдруг в самый щепетильный момент она понадобится малышу.
Если право на личное пространство, исследование и познание у ребенка бесцеремонно забирают, его прерывают или постоянно вмешиваются, то, срабатывает защитный механизм: ребенок проявляет строптивость и сопротивление.
Вот они первые столкновения, противостояние и отстаивание своих прав за независимость и желание продолжать во чтобы то ни стало. Взрослый называет это слезы упрямства и каприза. Нет, то слезы бессилия и бунта, отчаянная попытка протеста, свидетельство того, что детей неразумно стесняют. Конфликт двух хотений, потребностей и двух столкнувшихся эгоизмов: одному надо побыстрее одеть, накормить, выгулять, другому – просто необходима здоровая, наполненная всеми важными элементами пища, для поддержания психической жизни . Ребенок учится жить, взрослый торопится жить. Работа ребенка состоит в построении человека, которым он должен стать, он рождается для жизни. Проявите уважение к природе ребенка и будьте благоразумны!
Александра Елькина – детский психолог, Монтессори педагог AMI 0-3 (Санкт Петербург).
[…] Концентрация […]