К .Р03ЕИШИШ Ис т о р и я з а р у б еж н о й МУЗЫКИ В Ы П У С К П Е Р В Ы Й АО СЕРЕДИНЫ XVIII ВЕКА И З Д А Н И Е Ч Е Т В Е Р Т О Е Д опущ ено Управлением учебных заведений и научны х учреждений Министерства культуры ССС Р' в качестве учебника для исполнительских факультетов консерваторий ■
78И Р64 90204028(01) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЫКАЛЬНО -ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени ГНЕСИНЫХ КАФЕДРА ИСТОРИИ МУЗЫКИ
В В Е Д Е Н И Е П рекра сны и возвышенны цели, к которым направлено ра зви тие художественной культуры в нашей стране. «Советская литер а тура и искусство, проникнутые оптимизмом и жи з н е у т в е рж д аю щими коммунистическими идеями, играют большую идейно-воспитательную роль, р а звив аю т в советском человеке качества строителя нового мира. Они призваны служит ь источником радости и вдохновения для миллионов людей, вы р аж а т ь их волю, чувства и мысли, служит ь средством их идейного обогащения и нравственного воспитания». Глубоко значительные слова Про граммы Ком мунистической партии Советского Союза, принятой XXII съездом КПСС , ярким светом о зар яю т пути развития советского м у зы к а л ь ного искусства. Эта книга по истории музыки предназначена для молодых исполнителей — студентов консерваторий Советского Союза. Им предстоит много учиться, чтобы достойно послужить своему н а роду. В их обучении и воспитании история музыкальной культуры играет д алеко не последнюю роль. Подлинно художественная интерпретация музыки всегда требует от артиста глубокого постижения ее образного содержания и стиля. Идет ли речь о народной песне или сочинении, написанном рукою композитора, о музыке, созданной в нашей стране или за рубежом , в наше время или в д ал еком прошлом, — знание и понимание исполняемого составляет необходимое условие для решения основной художественной задачи: донести до слушателя замысел и образ произведения, преломленный в миросозерцании нашего народа сообразно его иде алам художественно-прекрасного. Эта з а д ач а , к полному и совершенному решению которой всегда стремились и ныне стремятся настоящие художники, приобретает особый смысл и значение для артистов — певцов и инструменталистов СССР и других социалистических стран. Сов е т ский -му зы к а н т— солист или участник анс амбл я — д ея т ель самой передовой, новаторской культуры современности. Его искусство устремлено к возвышеннейшей цели эстетического и нравственного воспитания наших людей — строителей нового мира. 3
Социалистический реализм , ленинская партийность, связь с жи знью народа, глубок ая человечность, воплощение всего величия и красоты строительства коммунизма, готовность к защи т е социалистического отечества, с трастная проповедь мира и дружбы между народ ами всех стран — т аковы непреходящие идеалы и принципы нашего художественного творчества. Д л я их претворения советскому музыканту-исполнителю в особенности нужен ши рокий кругозор, знакомство с теми бесценными и бессчетными красотами, какие веками с о зд ав ал великий русский парод, б р а т ские народы Советского Союза, все прогрессивное человечество. «В искусстве социалистического р е али зма , основанном на принципах народности и партийности, смелое новаторство в художе ственном изображении жи зни сочетается с использованием и р а з витием всех прогрессивных традиций мировой культуры», — прово згл аша е т Пр о г р амм а КПСС . Широта нашего концертного репертуара, огромный рост художественного уровня и запросов советских людей, наконец, самый принцип ленинского интернационализма требуют, чтобы наши музыканты , в совершенстве в л аде я отечественным искусством, все более широко приобщались и к прогрессивным му зыкальным культурам других стран, других •национальных стилей и школ. Уважение, пытливый интерес, любовь к художественно -правди вой и высокосовершенной музыке не только своего, по и других народов — одна из благородных традиций, в духе которых воспитывает наших му зыкальных деятелей Коммунистическая партия. Традиция эта приобретает особенно в ажное значение в наше время, когда, с образованием мировой социалистической системы, с р а з в и тием могучего всемирного д вижения сторонников мира, культур ные связи между народ ами невиданно разрослись. Международные фестивали, конкурсы, конференции, семинары становятся формой сближения, тесного сотрудничества прогрессивных, демокра тиче ских сил, действующих в искусстве различных стран и частей света. Н аш а советская школа музыкального исполнения достигла высокого совершенства в интерпретации западной классики, луч ш и х произведений современных прогрессивных композиторов з а р у бежных стран. Дос тижени я советского искусства за годы, истекшие со времени Великой Октябрь ской социалистической революции, огромны и общепризнаны . Они уж е с тали достоянием мировой м у зыкальной культуры и ока зыв ают на нее могучее прогрессивное и революционизирующее воздействие. С крушением колониальной системы империализма все громче и шире звучит на международной арене музыка народов Азии, Африки, Латинской Америки. Уходя истоками в глубокую д р е в ность, она сыграла выдающуюся роль в становлении мировой цивилизации. Эта древняя му зыкал ьн ая классика приобретает новое звучание и исторический смысл в наши дни, когда все новые многомиллионные массы сбрасывают колониальное иго и продвигаются по пути строительства новой жизни. И музыкальную их 4
жи знь — не только новую, но и древнюю — мы можем и должны зн а т ь или, по крайней мере, узнавать. Таким образом , п о зн а в а тельный диап а зон и воспитательная роль нашей науки очень ши роки. Потому заним а е т она столь внушительное место в о б р а з о в а нии и воспитании нашей молодежи. Велико и критическое значение этой науки. Обличая реакционные течения и школы в му зыкальных культурах прошлого, она не имеет права отвлекаться от настоящего. Коммунистическая партия решительно выступает против мирного сосуществования идеологий. Воспитание нового человека неразрывно св я зано с последов ат ельной, принципиальной борьбой против реакционной идеологии современной буржуазии . Ее д екадентское искусство, упадочное, пессимистическое, оторванное от жизни, от народа, д ожи в а е т свой йек под знаком полной обреченности и вырождения. Оно давно отреклось от классических традиций, норм, высоких идей, законов к р а соты. История музыки, к а к и других искусств, непреложно свидетельствует об этом. Это все яснее понимают прогрессивные музы канты капиталистического мира. Тем более д ля к аж до г о советского художника священным долгом являе тся активнейшее участие в борьбе за творчество большой жизненной правды , нравственной чистоты, высоких гражд анс тв енных идей, творчество, с луж ащ е е созиданию нового социалистического мира и непримиримо противос тояще е декадентскому распаду. Об этом с огромной убеждающей •силой вновь напоминают нам исторические решения XXIV съезда КПСС. С ъ е з д отметил «возрастающую роль литера туры и искусства в создании духовного богатства социалистического общества». Он еще ра з подтвердил, что «политика партии в вопросах лит е ра туры и искусства исходит нз ленинских принципов партийности и народности»; что «главное в идеологической работе партии —■ проп а ганда идей марксизма -ленинизма , непримиримая наступательная борьба против буржуа зной и ревизионистской идеологии»1. Ленин учит нас тому, что культура социализма и коммунизма — законный и достойный наследник художественных сокровищ прошлого. Только она способна осуществить те идеалы, о которых веками мечтали великие музыканты-гуманисты прошлого. И в этом смысле история нашего искусства глубоко поучительна. Коммунистическая партия и Советское государство многое доверили нашим му зыкальным д ея т елям — борцам за дальнейший подъем и расцвет культуры, помощникам партии в деле идейного воспитания трудящихся. История музыки — один из источников тех знаний, какие ж и з ненно необходимы нашим специалистам д л я успешного решения поставленных перед ними задач. Цель этой книги — стать некоторым подспорьем для молодого советского музыканта, изучающего историю своего искусства. 1 Резолюция XXIV съезда Коммунистической партии Советского Союза по отчетному докладу ЦК КПСС. Газета «Правда» от 10 апреля 1971 г. 5
П р е дл а г а я свой труд вниманию нашего му зыкального студенчества, автор отдает себе отчет в том, что учебник, д аж е если его содерж ание тщательно изучено и усвоено студентом, — не с т а нет и не може т быть единственным и всеобъемлющим источником познаний, фактором повышения профессиональной культуры, р а с ширения кругозора нашей учащейся музыкальной молодежи. И з у чение учебника д а с т свои плоды лишь в том случае, если студент,, прежде всего, будет внимательно знакомиться с му зыкальными памя тниками прошлого. Потные образцы , приведенные в книге,, вследствие их краткости и неизбежно фра гментарно го характера,, не могут сколько-нибудь полно ответить этой задаче, хотя и д а д у т некоторое предварительное представление о му зыкал ьн о -п р е кр а с ном, как оно создавалось, мыслилось и воспринималось людьми былых эпох. Читателю придется обратиться к музыке прошлых дней, слушая ее в концертах и звукозаписях , к музыкально-истори ческим хрестоматиям и опубликованным у нас нотным памя тник ам старинной музыки различных стран и народов. Наконец, пытливый,, м у зыкально любознательный студент должен будет выйти з а узкие и скромные рамки учебной книги и обратиться к исследованиям советских и иностранных авторов, — исследованиям , сост авляющим в настоящее время целую обширную и разнообразную ' литературу. Учебник ж е — это лишь начальный этап профессионального музыкально-исторического образов ания , но и он потребует от будущего профессионала упорного, хорошо о р г ани зо в ан ного и осмысленного труда. Автор ж е л а е т своим юным читателям успеха на этом нелегком, но неизбежном и полезном пути.
Г л а в а п ё р в а я М У ЗЫ КА Л ЬНО Е ИСКУССТВО Д Р Е ВН О С ТИ Му зыкальное искусство возникло в глубокой Общий обзор древности. Еще на з а р е человеческой истории люди - каменного века изготовили первые примитивные инструм ен ты , сохранившиеся в виде ископаемых до наших дней: коло- |ушки и погремушки, каменные плиты-литофоны, трубы-раковины , флейты из костей и рогов животных, му зык ал ьный лук. Некоторые Mi них найдены на территории нашей страны. Тогда же, за долгие гыеячслетия до н ач ала нашей эры, сложили люди и свои первые песни — песни труда и повседневного быта, песни лирические, шклпнания сил природы и другие. Можно предполагать, что их пы разительные средства первоначально были несовершенны и скудны, относительно большего развития достигла ритмическая сторона музыки (особенно в связи с пляской ). И все ж е создание н их первых напевов, возникших в самой гуще неимоверно трудной н суровой жизни, было великим приобретением человечества, его культуры, ра зум а , художественной фантазии. Возникновение и медленное, постепенное усовершенствование интонационного строя, первичных песенных и инструментальных жанров , образование простейших л адо в и начатков многоголосия — таковы первые шаги музыкальной культуры , совершенные на пути художественного освоения мира в доклассовом обществе при первобытнообщинном п родовом строе. (', тех пор музыка древнего мира — с далеких тысячелетий до нашей эры и кончая первыми веками нынешнего -летосчисления — шагнула д ал е к о вперед. Из первобытной дикости и варв арс тв а народы входили в новый огромный период всемирной и с т ории—- период цивилизации. Важнейшими материальными предпосылками прогресса духовной культуры явились усовершенствование орудий Iруда, развитие земледелия, появление ремесел, устройство ороси- iюн.пых систем, строительство городов с каменными домами, стенами и башнями, возникновение обмена между племенами, горо- плмit. странами, а вместе с ним и судостроения, мореплавания. Все н о значительно укрепило человека перед лицом природы, р а сши рило его кругозор, облагородило чувства и привело к такому 7
умственному росту, когда стала возможной наука, вы званн ая к жи зни потребностями экономического развития. Па новую ступень поднялось п искусство, художественное творчество. Но, к ак известно, это поступательное д вижение сов ершало с ь в противоречивых формах : наряду с гнетом ра зрушительных сил природы явился гнет человека н ад человеком. С ростом производительности труда, развитием обмена и зарождением частной собственности возникла возможность эксплуатации, неоплаченного1 присвоения чужого труда. Тогда началось обогащение жрецов и военачальников, а с другой стороны, обращение пленников в р а б ство. Глубокие изменения произошли и в личной жизни, домашнем быту людей, особенно в связи с образованием и закреплением у многих народов отдельной единобрачной семьи. В то время р а б ство поработило миллионы людей, свободных ранее, при общиннородовом укл ад е общественной жизни. Этот у к л а д и в р ам к а х древнего мира пр о д о лж ал господствовать в странах, нас еление которых составляло, в последнем счете, большинство человечества. Но у народов экономически и культурно наиболее развитых он постепенно о тжив ал свой век, стеснял развитие производительных сил общества. Переход к рабовл адельче скому строю, при всей жестокости этого последнего, был тогда шагом вперед в истории человечества. Т а к возникли классы и классовая борьба, борьба рабов и р або вл ад ельцев , богатых и бедных, и это о к а з а л о определяюще е влияние на все области общественного сознания, в том числе и на му зыкальное искусство. Музыка отр а зил а прогресс, достигнутый человечеством, и впервые возникшие вместе с ним новые, антагонистические отношения. В то время к а к массы изнывали в рабском труде, о б р а з о в анны е представители богатых классов имели возможность заним а т ь с я усовершенствованием наук и искусств. Теперь му зыка с т ала выразительницей более тонких чувств в широких мыслей, идей, целых миросозерцаний. Это п р едпол а г ало расширение круга, усовершенствование выразительных средств, художественной формы. Мелодии становились более выр а зи т ел ь ными по интонациям , широкими по диапазону, р а знообра зными по ладовому строению, ритмическому рисунку, по сочетаниям сменяющихся направлений и темпов д вижени я . Все более з а к р е п л я лись различные, особенно пентатонные, тетратонные, наконец, диатонические лады . Возникли му зыкальные системы у индийцев, сумерийцев, китайцев, греков и других народов, которые творчески применяли найденные ими закономерности. Усовершенствовались му зыкальные инструменты, певческие голоса и исполнение: игра, пение — сольное и в анс амблях ; оно требовало теперь специального длительного обучения. И зобр е тен а была запись музыки — нотация. Возникли, наконец, эстетика и начатки истории му зы кального искусства в Индии, Греции и других странах. Э т а возникновение было закономерным и отвечало назревшей потребности его развития. 8
В то ж е время расширился круг тем, воплощенных в художе ственных о б р а з ах поэзии, танца, и зобразительных искусств, в му- и,мольном творчестве. Появились многочисленные новые ж а н ры сообразно новым формам общественной и личной жизни. Н а р я д у с уже существовавшими извечными т емами труда, повседневного •быта, любовной лирики, возникли новые — философские, нр а в ственно-наставительные, а с появлением классов, классовой борьбы в государства — темы политические. Теперь песенный фольклор приобрел новые в ажны е стороны, черты и тематические линии. Вместе с разделением людей на богатых и бедных, угнетателей и угнетенных народились песни р а бов, слуг, бедняков города и деревни. З а з в у ч а ли ра знообразные городские песни — ремесленников, рабочих-строителей, носильщиков, возчиков. Освоение водных путей и кораблестроение вызвало к жизни песни корабельщиков, моряков. Это были правдивые, горькие песни о т яжелой доле, о ненависти к угнетателям , песни о желанной свободе и счастье. С другой стороны, появилась музыка, с в я занн а я с жизнью, бытом и запрос ами новоявленных богатых, чем дальше, тем более праздных классов. Жреч е ски -храмовыми песнопениями пышно оформлялись религиозные службы , процессии, жертвоприношения богам. Му зык а зв у ч ал а во д в орц ах — на пирах, царских приемах, и домашнем быту богатых рабовладельцев . Д л я большинства этих властителей тогдашнего мира она служил а средством приятного ia волнения их праздного досуга, не более. Однако было бы ошибкой думать, что все созданное под сводами храмов, дворцов или патрицианских вилл было порождено ж аж д о й наслаждений , чуждо жизненной правде и вражд ебн о народу. Д е л о обстояло сложнее. Нередко при д ворах царей и в х р ам ах служили музыканты из народа либо сочувствовавшие народу и черпавшие из источника народного творчества. Великие певцы и инструменталисты Сред ней Азии, Переднего Востока, Индии были, к а к правило, именно придворными му зыкантами , а прославленные афинские д р ам а - турги и композиторы при н адл еж али к рабовладельче скому классу. Выпало, что музыка вместе с чертами наслажд енч ес тва и утонченности, отразившими устремления и чувства богатых и знатных людей, не обремененных трудом и заботой, несла в себе и истинно прекрасные образы , исполненные большого общечеловеческого смысла. lice это усложнение музыкального искусства — углубление его содержания , совершенствование форм, расширение круга образов и жанров —- могло осуществиться лишь при условии появления му* ныкннта специально обученного, постоянно совершенствующегося н своем деле, му зыканта , для которого искусство становится г л а в ным занятием в жизни, основным источником средств к существованию. Таков а была объективная потребность развития культуры, искусства; и древний мир сформировал, закрепил, распространил повсюду этот новый тип музыканта-профессионала. 9
Д р е в ни е и богатые му зыкальные очаги, памя тники которых д ошли до наших дней и исследованы наукой, со зданы были н а р о д ам и З а п а д а и Востока. Д о л го е время под влиянием р е акционной идеологии к о лони али зм а и имп ери али зма в б у ржу а зн ой науке, вопреки фактиче скому и му зыкал ьн ому м а тери алу , собранному исследова телями , имели и сейчас еще имеют ра спро с т р ан ени е в згл яды , приниж ающи е действительное значение и роль т ворче ства народов колониальных и зависимых стран в истории музыки . Подобные взгляды реакционны и ложны ; они опровер гают ся д а н ными науки. В нашу эпоху крушения к а п и т а ли зм а и т орж е с тв а с оци али зм а н ароды Азии, Африки , Л а тинской Америки с бр а сы в аю т вековое колониальное иго, с т ановя тся на путь независимого го сударс тв ен ного существования и национально го во зрожд ени я . Теперь в осво божденных с т р ан ах поднялись, ра с тут общественные силы, з а ин т е ресованные в прогрессе национально -с амобытной культуры и искусства. И впервые перед всем миром действительно широко р а с кры в а е т с я в еличественная картин а того титанического т руда и огромных богатств, которые т а л а н тл и выми и трудолюбивыми н а род ами этих с тран вложены были в сокровищницу мировой му зы ки, вопреки вековому и ты сячелетнему господству деспотичного рабо вл ад ель ч е с ко го строя, т яж к ом у гнету отечественных и инозем ных поработителей. И на З а п а д е Европы возникли в древности му зык ал ьные к ул ь туры , получившие б ле с т яще е развитие, полно и ярко вы р а зи вш и е дух и разум тех народов, усилиями которых они были со зданы . Античная Греция д аж е в немногих п ам я тник ах , дошедших до н а ших дней, ос т авила такое богатство художественных ценностей, к а к о е вплоть до нашего времени еще п р о д о лж а е т о к а зы в а т ь в о з действие на му зыку и музыкантов. Высокоразвитой му зыкальной культурой о б л а д а л и в древности н ароды нашей страны , вернее — их д ал е к и е предки. Д ош е дши е до наших дней древнейшие русские и украински е кал енд арны е , быто вые и иные песни н а р я д у с другими источниками по зволяют сдел а т ь вывод о богатом песенном искусстве древнего сл а в ян с к о г о мира, в частности восточных славян . Освещение этого искусства не со с тавл я е т з а д ач и н а с тояще го учебника; это предмет других учебных курсов — истории русской музыки, русского н ародно го му зыкал ьно го творчества. С о з д а в а ли свою му зыку народы , на с ел я вши е обширные степные прос транс тва на юге европейской части нашей с траны ,— с арм а ты , киммерийцы , скифы. При р а с копках , произведенных научными экспедициями Академии н аук СССР , найдены памятники р а з в и того му зыкально го искусства у древних скифов, на с елявших причерноморские степи и описанных еще Геродотом. В могильном под земелье мелитопольского к ур г ан а , н а р я д у с утварью и дру гими изделиями, обн аруж ено было р ел ь ефно е и зоб р аж ени е на золоте, относящееся к IV— III в екам до н. э.: скифы с пр а в л яю т п р а з д 10
пик — поют, пляшут и играют на арфах . Боспорское царство, Хер- еонес, Ольвия, вероятно, были очагами му зыкальной культуры древнего Причерноморья. Арфы и б ар а б а ны обнаружены при кур- I а иных р а скопках в горном Алтае. Важную роль в музыкальной жи зни древнего мира играло З а к а в к а з ь е . Ра звитое му зыкальное искусство существовало, вероятно, в государстве Урарту до завоевания его Мидией в VII— VI веках до н. э. В глубокую древность уходит красочное и проникновенное лирически-повествовательное творчество армянских пенцо в -с к а зи т ел ей— гусанов и випасанов. Армения издавна с л а вилась эмоциональной яркостью и тонкой узорчатостью своих мелодий. В а зербай дж ан с кой музыке, насыщенной островыра зи тельными хроматическими интонациями, рано получило р а спро странение хоровое пение в унисон с сольным запевом , а т а кж е богатое ра знообразными тембрами и приемами инструментальное искусство. Грузия, сведения о музыке которой встречаются еще у античных писателей, была одним из древних очагов прекрасного хорового многоголосия. Вполне обоснована гипотеза о влиянии, какое искусство народов З а к а в к а з ь я о к а зы в ало тогда на музыку Ассирии, Вавилона и других стран Ближне го Востока. Д р е вн я я му зыкальн ая культура с л ожил а с ь и на землях среднеазиатских республик СССР — Узбекской, Таджикской, Туркменской. Особенно богата была по тем временам культура в р а бо в л ад ель ч е ских государствах земледельческих областей Средней Азии — Хорезме, Согде, Бактрии. Сохранились рельефные изображения блктрийских угловых арф . Музыканты Средней Азии знамениты были в Индии и в Китае. Му зык ан ты -славяне снискали славу в З ападной Европе. Таким образом , музыкальное искусство народов нашей страны и их предков еще в древнем мире достигло относительно высокого развития и играло значительную роль в культурной жизни. МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРЕВНОСТЬ СТРАН ВОСТОКА Богатые му зыкальные культуры древнего мира возникли на Ближнем Востоке; там были созданы художественные ценности непреходящего значения. Они сыграли важную роль в последующ ем развитии му зыкального искусства не только передне а зиа т ских. североафриканских, но и европейских стран. Музыка в Египте Высокого уровня достигло музыкальное искусство в Древнем Египте. Эта < 111.1 н:■ была населена одним из старейших народов мира. В III—I тысячелетиях ■>. он создал цивилизацию, которая явилась целым этапом в истории челоиоческой культуры. Он уставил свою землю грандиозными архитектурными
сооружениями — восемьюдесятью пирамидами, искусно сложенными из огромных, нередко многотонных каменных глыб. Возле пирамиды Хеопса возведено было прекрасное, величаво-загадочное изваяние — всемирно знаменитый сфинкс с львиным телом и человеческой головой. Храмы бога Аммона — Ра в Луксоре и Фивах (Карнак), прекрасные здания в Абидосе, Мемфисе свидетельствуют о зодческом гении народа. Стенная роспись, резьба, инкрустация, ювелирные изделия, предметы из стекла, найденные при раскопках в усыпальницах пирамид и маста- бя ', до сих пор радуют взор человека и вызывают глубокое уважение к народу — создателю этих художественных сокровищ. На стенах гробниц и древних папирусах сделаны драгоценные иероглифические записи песен-стихов, сказок, исторических воспоминаний. Огромные успехи Древнего Египта (особенно Александрии) в астрономии, математике, акустике, медицине и других областях знания общеизвестны. Эти культурные ценности, созданные народом в страданиях и нищете, потом и кровью миллионов рабов, были узурпированы царями-фараонами и много раз; подвергались варварским разрушениям иноземцев — гиксосов, мамелюков, греков, (при Александре), римлян (при Цезаре). Сквозь века и тысячелетия египетский народ пронес свою древнюю культуру.. Многого достиг он и в музыке, как свидетельствуют об этом сохранившиеся; музыкальные инструменты, художественная роспись, барельефы и памятники литературы. Возможно, отзвуки этого искусства еще живут в некоторых напевах, наигрышах, отдельных песенных оборотах, какие встречаются у коптского населения современного Египта, а также в музыке Эфиопии. Впрочем, копты, как и; эфиопы, еще с первых веков нашей эры — христиане, и влияние христианского; церковного мелоса не могло не коснуться их искусства. В дальнейшем же арабское завоевание привело к тому, что вместе с мусульманской религией повсюду распространились в Египте арабские напевы с их своеобразным четвертитонным-. строем и роскошной орнаментикой. История страны, ее народа и искусства сложилась так, что ей, видимо, не удалось в сколько-нибудь чистом виде сохранить мелодии и интонации своего далекого прошлого. Народ Древнего Египта, как сказано, был замечательным строителем. Его» труд являлся то гд а,. как всегда и повсюду, первоосновой всей общественной жизни. Это нашло отражение в народном музыкальном творчестве. Насколько- большим и общепризнанным явлением культуры было оно, можно судить по тому, что на стенах усыпальниц, воздвигнутых властителям страны — фараонам и богатым рабовладельцам, встречаются словесные тексты из песен тружеников египетской земли — молотильщиков зерна, пекарей, грузчиков, каменотесов. Эти надписи отличаются строгой простотой, в их словах звучат иногда мотивы обиды и протеста против гнета господ и князей. Можно предполагать, что музыка этих песен, ныне безвозвратно утерянная, выражала тот же характер и чувства. Еще Карл Маркс указывал на огромную роль, какую Нил играл для древней египетской земли, ее плодородия, для ее цивилизации и культуры. Естественно, что в стране, благополучие которой в громадной мере зависело от разливов, единственной и огромной реки, к числу самых распространенных народных песен принадлежали те, какие распевались на нильских берегах, на воде, на оросительных работах. По мнению некоторых исследователей египетского фольклора, имен1 Гробницы богатых египтян нецарского рода. I 12 I
но эти напевы, которыми сопровождались извечные трудовые движения и усилия, и течение тысячелетий остававшиеся более и менее неизменными, могли сохраниться до наших дней. Слава о красоте народных песен Египта распространилась далеко за пределы страны. Д аж е властители-рабовладельцы, их песнопевцы и художники обращались к теме народного искусства как символу величия и красоты своего царства. Покорение пустыни и водкой стихии — речной, морской — посредством простого сложения огромного множества неимоверных трудовых усилий1, грандиозность сооружений, способных веками противостоять натиску этих стихий, — все вызывало к жизни искусство по преимуществу монументальное, декоративное, рассчитанное на многих участников, в том числе и певцов-музыкантов. Жанром, н котором эта черта народного творчества сказалась всего ярче, были массовые народные действа с музыкой и танцами. Сюжеты этих «страстей» и «мистерий»- возникли в народной мифологии, действующими персонажами были боги. С поклонением (культом) этим богам — особенно Озирису, Изиде, Тоту — и связаны были действа. Однако самые божества в древнейших религиях выступали как олицетворения сил природы. Самыми популярными в народе были «страсти» Озириса — бога юности, плодородия, растительности, влаги. Ежегодно умирал он и затем воскресал к новой жизни как символ вечно молодеющей природы. Прославление Озириса — обрядово-художественное действо, связанное с земледельческими работами, а они во многом определяли судьбы египтянина, его жизненное благополучие. Музыка играла большую роль в «страстях»: песни с хором, шествия и пляски чередовались с драматическими сценами, нередко воссоздававшими реальные картины жизни и быта. Некоторые из этих сцен изображены н а знаменитом надгробии фараона Ихернофрета. Любимым музыкально-драматическим жанром в «страстях» были женские песни-плачи над мертвым Озирисом.. Этот жанр, народный по своим истокам, является примером того, как в праздничных действах массы художественно осмысливали религиозно-мифологические сказания, наполняя их жизненным содержанием. Страстн-мнстерни были высшей формой древнеегипетского фольклора и создали художественную традицию, освоенную впоследствии (возможно, через хеттскую культуру) пародами Европы. Что касается профессиональной музыки египтян, то древнейшими ее ж анрами были, вероятно, религиозно-культовые гимны и другие молитвенные напевы, слагавшиеся в эпоху Древнего царства, когда судьбы профессионального искус- I гиа еще всецело находились в руках жречества. Храмы богов Ра (солнца), Тота (луны), Изиды (звезды Сириус) обладали несметными по тому времени богат- | щами. Культовый ритуал (отправление религиозных обрядов) обставлялся с большой пышностью. На стенах пирамид, надгробиях, в древних папирусах, и религиозных сборниках «Тексты пирамид» и «Книга мертвых» сохранились I ipiiiiii тех величавых гимнов, какие египтяне слагали своим божествам. Напевы же их, вероятно, не записывались, но передавались от одного поколения к дру- т м у , запечатленные в особой системе движений рук при управлении хором. Этот dim об обозначения изображен на барельефах и росписях. Он широко распроII ранился впоследствии по культурному миру под названием хирономического а„ 1 Простая кооперация, по К. Марксу. " Существует гипотеза, что египтяне пользовались также иероглифической: шипцней. 13-
www.jivo.ruRkJQdWJsaXNoZXIy NzQwMjQ=