“The child is both a hope and a promise for mankind.”
Dr. Maria Montessori.
Метод Монтессори основан на свободе воли ребенка в специально подготовленной окружающей среде. Свобода и независимость – два краеугольных камня в Монтессори педагогике. Как связаны между собой эти два понятия? В понимании доктора Монтессори значение слова «независимость» шире, чем значение слова «свобода». Существо может быть независимо, но несвободно. Однако невозможно быть полностью свободным, не достигнув сперва независимости, которая лежит в основе свободы.
Ученый Мария Монтессори сделала два больших открытия:
Первое – это открытие внутренних духовных энергий, которыми обладает ребенок – будущий взрослый, и которые педагогу надлежит выявить, развить, изучить. Развитие этих внутренних духовных энергий человека и есть путь к его успеху и выполнению космического предназначения.
Второе – это разработка педагогического метода (технологий, материалов) для обучения детей, основанного на выявлении и развитии индивидуальных духовных энергий ребенка.
Первое и второе открытия вместе как две стороны одной монеты, причем первое – главное, и второе не может существовать без первого.
Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на развивающегося человека.
Основная идея заключалась в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка.
Важнейшая цель подготовленной окружающей среды – сделать ребенка максимально независимым от взрослого. А именно – позволить ему делать все самому – жить своей собственной жизнью, – не прибегая к помощи взрослых. Таким образом, подготовленное окружение – это такая среда, в которой активность ребенка постоянно растет, а активность учителя постепенно уменьшается.