Опубликовано Оставить комментарий

Развитие волевой сферы

Маленький ребенок по своей природе очень любознательный, он все хочет исследовать: трогать, тянуть, нюхать, пробовать на вкус. Ребенок в возрасте от 0-3 лет действуют исключительно из своего внутеннего врожденного интереса, который возникает спонтанно. Это бессознательное стремление к цели, творческий импульс, некая сила, которая подталкивает ребенка к действию. Как только ребенок начинает предпринимать какое-либо действие, эта сила внедряется в его сознание. Этот жизненный импульс Мария Монтессори называла ХОРМЭ.
Если взрослый пытается руководить сверху, указывая что и как надо делать (именно руководить, а не направлять лояльно, тактично, мягко), то ребенку не дадут развить концентрацию, которая закладывает основу характера ребенка и его социального поведения. Именно концентрация послужит вдальнейшем прочной основой развития ВОЛИ.
 
Никто вокруг не может заставить ребенка концентрироваться. Только он сам может организовать свою психическую жизнь.
Метод концентрации заключается в том, чтобы предоставить ребенку особые возможности для проявления интереса направленного на выполнение творческой работы, необходимой для развития всех сторон личности. Взрослому нужно задуматься о создании качественной развивающей среды, отвечающей всем физиологическим и психологическим потребностям ребенка. В распоряжении детей в свободном доступе должны быть привлекательные материалы, необходимые для воспитания чувств, позволяющие производить анализ и утончение. Важное условие: ребенок сам должен осуществлять выбор и иметь возможность заниматься столько времени, сколько он хочет.
Итак, подготовленная среда, самостоятельный выбор ребенка, свободная деятельность с любым выбранным объектом и возможность повторения — вот основные факторы для появления и развития концентрации.

В результате: способность концентрировать внимание тренируется естественным и безболезненным способом. Ребенок становится более усидчивым, развивает внутреннюю дисциплину и волевые качества.
За концентрацией следует настойчивость. Настойчивость проявляется тогда, когда ребенок начинает повторять одно и тоже упражнение несколько раз. Что происходит, когда ребенок повторяет?  В раннем и дошкольном детстве мозг ребенка наиболее пластичен. Повторяя одни и те же действия, ребенок укрепляет установившиеся нейронные связи. Так же благодаря повторениям ребенок начинает демонстрировать способность доводить начатое дело до конца. Достигается «нормализация» — целенаправленные и упорядоченные движения под собственным волевым контролем, спокойное и адекватное поведение, стремление к порядку, заботе о себе и окружении, дружелюбие и самостоятельность. Но здесь пока еще действует не воля ребенка, а воля природы.
Наконец, в шестилетнем возрасте мозг ребенка становится способен к рассуждению и абстрактному мышлению. Впервые ребенок способен контролировать свое поведение, основываясь на понимании и уважении к желаниям и чувствам других. В это время появляется сознательная воля, которая развивается только в процессе ее применения.

Важно знать, что развитие воли может следовать только естественным законам природы! Воля, которая находится в согласии с индивидуумом, помогает ребенку прогрессировать (и наоборот). Задача взрослого — культивировать волю, а не ломать ее. Доктор Мария Монтессори считала, что развитие воли ребенка – это результат постепенного умственного развития.
При обсуждении вопроса развития воли хочется уделить внимание вопросу подготовки взрослого и как он может помочь эволюционировать ребенку.
Самая первая помощь, которую мы можем оказать детям – это быть образцом самоконтроля и порядка в своей собственной жизни. Если мы ведем упорядоченную жизнь, быть примером для ребенка просто и естественно. Однако, если в нашей жизни царит хаос и мы чувствуем, что нам с трудом удается контролировать свою жизнь, следует сбавить темп и критически посмотреть на самих себя и свою жизнь. Особенно внимательно следует относиться к тем ситуациям, в которых мы взаимодействуем с детьми. Как мы собираем игрушки – как попало, все в один ящик или следуем определенному порядку: складываем мягкие игрушки в одну корзинку, кубики – в другую, мозаику кладем в шкафчик, книги – на книжную полку. Когда мы прибираемся в комнате, как мы это делаем – сначала относим всю грязную одежду в корзину для белья, а полотенца – в ванную, потом раскладываем обувь в шкафу, чистую одежду вешаем в шкаф или убираем в ящики и т.д.
Следуя определенному порядку в повседневных действиях, мы даем возможность детям ощущать нашу дисциплину мысли, которая позднее поможет им выработать собственный внутренний порядок в мыслях. Упорядочивая окружающую ребенка среду, мы в качестве награды получаем упорядоченное мышление. А наличие упорядоченного мышления помогает упростить то, что поначалу кажется невыполнимой задачей, превратить задачу в выполнимую и даже приятную.
То же самое происходит и с личным пространством ребенка . Мы знаем, что установленный порядок вещей поддерживает ребенка и придает ему чувство безопасности. Когда есть стабильность и предсказуемость в окружающем пространстве человека, то нейронные связи устанавливаются легко и естественно. Если же все время путаница и каждый раз по-новому (полки переставляют, игрушки часто меняются, их много и они каждый раз на разных местах), то ожидания ребенка не оправдываются и ему нужно все время прилагать усилия для того, чтобы упорядочить свои внутренние ощущения и воспоминания, ему приходится думать: «а что же сейчас со мной будет…?».   Следовательно, нам необходимо подготовить для ребенка такую среду, которая будет демонстрировать порядок и структурированность в действии. Организация стабильной, постоянной среды помогает ребенку поддерживать спокойствие во внутреннем состоянии, полноценно использовать кору головного мозга, выстроить порядок в уме и развить свою волю. «Что», «когда» и «где» делают возможными эти ожидания. Это особенно актуально на первой стадии развития человека от 0 до 6 лет : у ребенка в повседневной жизни должна быть полная ясность на счет того, «чего» ожидать, «когда» это ожидать и «где» это ожидать.
   
С уважением Александра Елькина: детский психолог,  Монтессори-Педагог АМI 0-3 (Санкт-Петербург).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *